О мигрантах в россии права, трудоустройство, проблемы

Сегодня предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "О мигрантах в россии права, трудоустройство, проблемы". Здесь собран весь материал на тему и представлен в удобном для чтения виде. Если, все-таки возникли частные вопросы, то их вы в любой момент можете задать нашему дежурному консультанту.

Проблемы трудовой миграции в современной России (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 25.12.2015

Поэтому принятие Федерального закона «Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» будет способствовать:
———————————
[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/865/details/81610/.

— созданию инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;
— координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов;
— снижению опасности возникновения социальной напряженности в обществе;
— противодействию сегрегации мигрантов и возникновению закрытых этнических анклавов;
— созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации;
— оптимизации процессов на российском рынке труда;
— снижению уровня незаконной миграции;
— обеспечению межнационального согласия в российском обществе;
— популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации.

Проблемы образования и трудоустройства мигрантов

Государственная политика РФ в соотношении мигрантов, Федеральная миграционная служба

Правовой аспект мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе. Перечислим только некоторые из соответствующих правовых нормативных актов.

Прежде всего, это два Закона Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной программе» и соответствующая программа.

Федеральный закон «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановления Правительства РФ «О реализации Федеральной миграционной программы», «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий».

Перечисленные выше правовые нормативные акты — свидетельство усилий по реализации некоторого объема социальных прав человека, обозначенных во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), документах Всемирной конференции и правам человека (июнь 1993 г.), Конференции ООН о статусе беженца (1971 г.).

Правовое достоинство человека — это его права и на достойный рядок, и на достойные условия жизни. Вынужденная миграция ставит человека в униженное положение, повергает в состояние нужды и бесправия. Это необходимо учитывать при проведении социальной работы.

Социальному работнику часто приходится выступать и как юристконсульту мигрантов. Это очень серьезная и ответственная часть социальной работы.

Вступление России в Совет Европы «повышает планку» требований к последовательному осуществлению социальных прав. В Совете Европы очень сильны позиции сторонников доктрины не только универсальности прав, но и их неразделимости. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права образуют единое целое, т.е. человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий, и от нищеты.

В 2012 году Президент РФ В.В. Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней подчеркивается актуальность проблем миграции населения в долгосрочной перспективе. Концепция призвана активизировать процессы внутренней миграции в стране и повысить экономическую мобильность населения, значительно расширить возможности для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, отдельных категорий иностранных граждан, а также обеспечить разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2339. .

Количество мигрантов в мире и в России год от года увеличивается, миграционные процессы приобрели системный характер и стали более сложными. Начиная с 2000 года, в Россию переехало порядка 7 миллионов человек. Благодаря этому была компенсирована естественная убыль населения, подняты некоторые сектора рынка труда, в первую очередь, строительство, услуги, а также торговля, сельское хозяйство и другие сферы.

В России в течение длительного времени отсутствовала четкая государственная миграционная политика. Такое положение приводило к тому, что принимаемые нормативные правовые акты отличались крайностями: либо полная либерализация внешней миграции и взятие на себя непомерных обязательств перед мигрантами, либо чрезмерное ужесточение позиции государства по отношению к мигрантам и вследствие этого нарушения прав человека. К тому же нередко принимались сиюминутные, непоследовательные нормативные акты, «ухитряющиеся» быть в целом запаздывающими, а в частности — поспешно принятыми, что требовало внесения изменений в недавно принятые акты. На это указывает, например, даже название закона «Федеральный закон от 6 января 2007 г. №2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»» Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»..

Необходимость выработки и принятия на высоком государственном уровне Концепции государственной миграционной политики, которая бы определяла сущность, цель, приоритетные направления, принципы, основные задачи, механизмы, этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики в этой области была насущным требованием времени.

В 2002 г. принимаемые законы стали носить ограничительный характер — смыслом и целью миграционной политики становится борьба с незаконной миграцией. С 1 января 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором был регламентирован порядок пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан на территории России. Вводилась система квотирования рабочих мест. Были приняты или внесены поправки в ряд законов, ужесточившие режим пребывания иммигрантов в России Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О государственной социальной помощи»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — № 29, ст. 3699.

Читайте так же:  Статья 65 ГПК РФ — важное положение о заявлении об обеспечении доказательств

Единственным документом, определяющим политику в сфере миграции до июня 2012 г., была одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Этот документ в основном предусматривал борьбу с незаконной миграцией, которая рассматривалась преимущественно как «вызовы и угрозы». В нем не было дано определение сущности и структуры миграционных процессов в России, он в целом носил декларативный характер.

В целях исправления сложившегося положения дел Совет Безопасности Российской Федерации решениями от 17 марта 2005 г. и от 18 марта 2006 г. дал поручения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, которая и была принята в текущем году.

Утвержденная Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции, в ней определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами страны во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики РФ, Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами России, вытекающими из международных договоров в сфере миграции Федеральный закон от 24 апреля 2005 г. «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»..

Разработка Концепции осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

В ней определены основные этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации: первый этап — 2012-2015 гг., второй — 2016-2020 гг., третий — 2021-2025 гг.

Проведение эффективной государственной миграционной политики играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, в социально-экономическом и демографическом развитии, способствует сохранению стабильности в обществе.

В социальной работе с мигрантами выделяют три жизнесферные составляющие, через которые осуществляются адаптация, аккультурация переселенцев:

  • * Естественно-антропологическая (демографическая, территориальная, поселенческая),
  • * Духовно-культурная (образовательная, национально-культурная),
  • * Агентно-профессиональная (занятость, рынок труда, профессиональная и предпринимательская структура).

Екатеринбург. Итоги круглого стола «Трудовые отношения с участием иностранных граждан: проблемы регулирования, нарушения законодательства, перспективы правоприменения»

25 апреля 2018 года НКО Межнациональный информационный центр выступил инициатором и организатором Круглого стола «Трудовые отношения с участием иностранных граждан: проблемы регулирования, нарушения законодательства, перспективы правоприменения».

В большом зале Детско-юношеской библиотеки встретились правозащитники, лидеры диаспоральных сообществ, дипломаты и представители государственных структур, регулирующих миграционные процессы в Свердловской области.

Нурзида Бенсгиер – исполнительный директор Межнационального информационного центра приветствовала участников Круглого стола и рассказала о тех проблемах, с которыми мигранты из стран Центральной Азии обращаются на телефоны горячей линии. Звонки принимают три оператора, говорящие на языках стран исхода большинства мигрантов (таджикский, узбекский и киргизский), два из трех операторов – практикующие юристы. Телефоны горячей линии работают в рамках проекта «Бюро социально-правовой помощи женщинам-мигрантам и членам их семьи (правовое просвещение, защита прав и профилактика экстремизма)», поддержанного Фондом президентских грантов.

В своем выступление Нурзида Бенсгиер отметила, что за четыре месяца, начиная с декабря прошлого года на телефоны горячей линии поступило 521 обращение. Большая часть из них, а именно 206 или 39,5% касались невыплаты заработной платы, подавляющее количество обращений – от сотрудников клининговых агентств. Вопросы трудоустройства также остаются актуальными для мигрантов – обращения по поводу поиска работы составили 11,5% всех обращений. Это значит, что часть мигрантов не имеет заранее выбранного места работы, находится на местном рынке труда, составляя конкуренцию местным жителям своей готовностью к нелегальному труду из-за большей потребности в заработке.

Вопросы по прописке, по адресу регистрации также волнуют мигрантов. Почти 7,3% обращений нашим операторам касались именно этого вопроса. Это говорит о том, что мигрантам не все равно будет ли их прописка фальшивой, они осознают, что совершают нарушение, но вынуждены идти на это, так как это требование российского законодательства выполнимо для очень узкой части мигрантов. Нарушение именно этого пункта часто выбивает мигрантов из правового поля, делая их нарушителем режима пребывания на территории России. Что сразу закрывает для них доступ к правосудию – осознавая свою уязвимость, мигранты боятся защищать свои права и отстаивать свои интересы до справедливого разрешения ситуации. Ведь они знают – при любых проверках они окажутся крайними, в лучшем случае – отделаются штрафами, в худшем – будут обобраны или депортированы с запретом въезда.

Начальник отдела по оперативной практике Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области Илья Сергеевич Крутиков рассказал о том, почему процедура регистрации на «резиновом адресе» является возможной. Такое случается при продлении патента, когда мигрант подтверждает свою регистрацию через МФЦ или Почту России. В этих органах нет базы, показывающей – «резиновый» адрес или нет. Это становится очевидным только при занесении в базы УВМ, когда видно, что на одном адресе зарегистрировано большое количество иностранных граждан. Отсюда и возникает повод для аннулирования патентов и РВП, о чем сделал замечание Юсиф Фарзалиев – адвокат и юрист Свердловского отделения Всероссийского Азербайджанского конгресса. Он заметил, что в последние месяцы это стало поводом для обращений большего количества мигрантов – во время контрольных мероприятий, проводимых правоохранителями, вдруг выясняется, что патент аннулирован, а мигрант нарушил сроки пребывания и подлежит выдворению или депортации.

Далее, заместитель директора Межнационального информационного центра Юлия Грехнева, рассказала об особенностях формального трудоустройства разных категорий иностранных граждан (из стран СНГ, ЕврАЗэс), для которых характерны случаи утраты правового статуса из-за заключения недействительных договоров или адреса регистрации. Иностранные граждане идут на это, так как не могут найти работу и оформить разрешительные документы в установленные законом сроки. Однако проблемы, которые это влечет в контексте оформления постоянного проживания в Российской Федерации, могут быть катастрофическими.

Читайте так же:  Срок выплаты пособия по безработице будет сокращен, размер выплаты увеличен

В результате, иностранные граждане сталкиваются с всевозможными нарушениями, в том числе невыплатой заработной платы.

Правозащитников поддержала атташе консульства Кыргызии – Чолпон Исанаева. Она рассказала, как трудно консульству отстаивать права своих сограждан, когда нет механизмов воздействия на работодателя, когда нет поддержки со стороны государственных органов РФ, несмотря на множество подписанных между нашими странами соглашений о сотрудничестве. «Нас никто не желает слушать, мы – дипломаты, но, когда обращаемся в государственные органы России по защите прав своих соотечественников, чувствуем себя точно так же, как наши подзащитные –обращения дипломатического представительства не воспринимают всерьез, только обращаясь через Уполномоченного по правам человека, удается добиться какого-то отклика» – сказала она. Но большие опасения по словам дипломата вызывает то, что, когда мигранты понимают, что консульство не в силах помочь им, они обращаются за помощью к криминальным сообществам, которые за мзду готовы «выбивать» зарплату трудяг у работодателей, что, безусловно, способствует росту преступности и напряжения в регионе.

Нурзида Бенсгиер согласилась с атташе киргызского консульства и высказала недоумение – неужели правоохранительные органы согласны с расширением сфер влияния этнических преступных сообществ, или органы не замечают то, что очевидно для правозащитников-общественников.

Татьяна Георгиевна Мерзлякова в свою очередь посетовала на резкость позиций общественников, но подтвердила, что правозащитники затронули актуальную проблему – тема защиты трудовых прав постоянно находится на повестке дня у властей региона; жалобы и обращения свидетельствуют о том, что нарушения совершаются не только в отношении иностранных граждан. Фирмы мошенники, особенно много которых в сфере клининга, стабильно указываются в обращениях, как недобросовестные работодатели, не выплачивающие заработную плату. Уполномоченный по правам человека говорила о необходимо очистить рынок труда от мошенников и посредников, разбираться по жалобам, невзирая на то, что пострадавшие люди нарушили режим пребывания в нашей стране.

От лица представителей государственной власти выступил старший помощник прокурора г. Екатеринбурга Артем Максимович Малых, который рассказал о том, как Прокуратура города работает по поступающим обращениям. Проверочная работа ведется строго по сути обращения, опираясь на конкретные случаи нарушения прав, прокуратура не имеет полномочий и возможностей проводить комплексные проверки, от этого страдает эффективность таких проверок.

Что касается фальшивых договоров для получения и продления патента на право работы в России, то тут главной проблемой являются посредники – те люди, которые помогают мигранту легализоваться в России. Процедура эта для мигранта малопонятна, при одинаковой цене на услуги сопровождения, иностранец выберет не ФГУП, а соотечественника-посредника, который как раз и предлагает фиктивный договор с работодателем и регистрацию в «резиновом» или несуществующем адресе – об этом рассказала Оксана Александровна Радостева – главный специалист отдела трудовых ресурсов и миграционной политики Департамента по труду и занятости Свердловской области. Работая раньше в ФМС, Оксана Александровна прекрасно осведомлена, каким образом возможно заключение договоров с фирмами «однодневками», почему такие договоры принимаются в пакете документов на получение патента. Как правило, такие фирмы существуют до момента первой налоговой отчетности, потом закрываются и регистрируются новые.

Ольга Алексеевна Сергеева – заместитель начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов сказала, что, конечно, налоговой такие фирмы «однодневки» очевидны, они передают сведения о них правоохранителям, но каждый месяц регистрируются новые фирмы и ситуация, к сожалению, не меняется. Также она отметила, что иностранным работникам выгодно официальное трудоустройство, ведь согласно законодательству РФ, в таком случае, через полгода работы, мигрант получает возможность возврата НДФЛ, уплаченного за него работодателем, так как уже оплатил его, оплачивая патент.

Ее поддержала Анна Михайловна Качарина – заместитель управляющего отделения Пенсионного Фонда РФ по Свердловской области. Она также призвала правозащитников просвещать мигрантов относительно того, что при официальном трудоустройстве, они могут рассчитывать на пенсию, так как между нашими странами заключены соглашения и они работают, когда пенсионные отчисления во время работы в РФ переводятся в Пенсионные фонд стран исхода мигрантов.

В завершении участники Круглого стола отметили, что для решения проблем, возникающих при разрешении трудовых споров, а также для проведения контрольных проверок по фактам нарушения трудовых прав иностранных граждан, не хватает межведомственного взаимодействия. Эффективность работы государственных органов была бы выше, если бы по обращению проводилась комплексная проверка. В итоге, участники встречи приняли решение детально анализировать конкретные случаи нарушения прав иностранных граждан на получение вознаграждения за труд на заседаниях рабочих групп при Уполномоченном по правам человека в Свердловской области с приглашением представителей правоохранительных органов для того, чтобы разработать алгоритм действий по защите прав работников.

Если такая практика себя оправдает, предполагается далее создать Комиссию по защите трудовых прав иностранных граждан. Правозащитники, со своей стороны, намерены и дальше просвещать мигрантов об их правах и обязанностях, а также научить мигрантов фиксировать факты, необходимые для установления наличия трудовых отношений в судебном порядке.

Автор: Нурзида Бенсгиер – исполнительный директор МИЦ

Проблемы трудоустройства иностранных граждан

Стерлитамакский филиал ФГБОУ «Башкирский государственный университет»

УДК 349.222

Нестабильная политическая и экономическая ситуация последнего времени все чаще заставляет население мигрировать не только в пределах государства, но и за его пределы. Да и работодатели, несмотря на постоянно ожесточающуюся политику государства в отношении трудовых мигрантов, все чаще стали обращать внимание на иностранную рабочую силу. И дело не только в ее дешевизне. Если учитывать последние политические тенденции в Украине, то Россия столкнула еще с одной проблемой. В Россию начался массовый приток иностранцев, имеющих на территории страны родственников-россиян. Последние, выражаю некую долю сочувствия и родственных чувств, чаще всего содействуют приехавшим в решением вопроса о регистрации по месту пребывания и трудоустройстве.

Но проблема заключается в другом. Если классические трудовые мигранты прибывают на территорию нашей страны со строго определенной целью — заработать определенную сумму, благодаря которой можно будет обеспечить существование семьи, которая не собирается покидать страну гражданства, то последняя волна мигрантов преследует совершенно другую цель. Они намерены максимально долго пребывать в России, пережив, таким образом, политический и экономический кризис в более экономически стабильном государстве. При этом чаще всего преследуются идеи получения в дальнейшем и российского гражданства и объединение семей, часть которых еще не покинула страну гражданства. Если первые трудовые мигранты чаще всего занимают нишу низкоквалифицированных рабочих, то вторые чаще всего имеют соответствующий уровень образования и достаточный опыт работы, и могут существенно повлиять на рынок труда в любом регионе России. Но последнее слово, конечно, остается за работодателями.

Читайте так же:  Какие документы нужно менять при смене прописки

В рамках данной статьи автор рассматривает основные варианты трудоустройства иностранных граждан и анализирует основные проблемы трудоустройства. По статистики Федеральной миграционной службы России по состоянию на 2 апреля 2014 года (автор специально не учитывает последние данные, т.к. последняя волна миграции с территории Украины была вызвана военными действиями, что не может быть учтено при прочих равных условиях при анализе ситуации) в России находится 10,7 миллионов иностранных граждан. Конечно, здесь учитываются и лица, прибывшие на территорию России и с деловой целью, и с туристической, и с целью транзита через территорию государства в другие страны. Но при этом 35,6% мужчин (2 655 174 человека) и 16,2% женщин (539 690 человек) прибыли именно с целью, сформулированной ФМС России как «работа по найму» [1]. Более трех миллионов человек – это очень внушительная цифра.

Каковы возможности трудоустройства иностранных граждан в России? Во-первых, это работа на основе так называемого патента. В данном случае следует различать термин «патент», который применяется при определении режима налогообложения в рамках предпринимательской деятельности и термин «патент», который подлежит определению как форма трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации. В последнем случае работа по патенту подразумевает работу у физического лица-гражданина Российской Федерации. Патент считается наиболее простым и доступным вариантом трудоустройства. В настоящее время государству вполне достаточно в рамках применения патента факта уплаты в Пенсионный фонд России фиксированных платежей, и соответственно оно совершенно не заинтересовано в обнаружении фиктивно заключаемых договоров. Чаще всего патент является некой формой легализации иностранных граждан, желающих находится на территории России достаточно длительный период времени, и чаще всего патент оформляется на родственников или друзей.

Второй вариант трудоустройства на территории Российской Федерации – это работа по трудовому договору, заключаемому с юридическим лицом. Здесь у работодателя три варианта развития событий. Первый – это приглашение на работу особо ценного специалиста. Работодателю при этом не вменяется в обязанность получение соответствующей квоты на привлечение иностранного работника, однако есть и существенный минус – выплата заработной платы в размере 2 миллиона рублей в год. Вряд ли малый бизнес сможем воспользоваться данным вариантом.

Следующий вариант — тоже без выделения соответствующей квоты – это привлечение специалистов на должности, перечень которых утвержден Приказом Минтруда России №768н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются». Настоящий перечень включает более пятидесяти позиций, и это в основном, руководители организаций и структурных подразделений, инженерно-технические специалисты, а также работники творческих профессий — артисты кино, балета и т.п. Установление такого перечня вполне логично и соответствует всем современным условиям интеграции России в мировое сообщество. Ну не будем же заранее оформлять квоту для Депардье (до момента принятия им гражданства России) чтобы он в Москве был занят в двух съемочных днях. На практике данный вариант применим лишь в исключительных случаях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, любой работодатель, заинтересованный в привлечении иностранных работников сталкивается с большим количеством проблем, что неизменно приводит к двум результатам – или к нежеланию рассматривать такой вариант рабочей силы, или нарушая действующее законодательство со всеми вытекающими последствиями, «уходить» в теневой сектор экономики.

27.09.2014, 14:22 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Данная работа может быть рекомендована к публикации.

О мигрантах в России: права, трудоустройство, проблемы

Трудовая миграция в России связана с поисками лучших условий работы и оплаты собственной деятельности. Выезд большого количества “белых воротничков”, “утечка мозгов” и иные события спровоцировали острую нехватку необходимых кадров, поэтому у многих граждан появился реальный шанс получить высокооплачиваемую и презентабельную работу, чем, например, это возможно в родном городе. Да и ее оплата иногда в два-три раза больше.

Откровенно говоря, у многих граждан России миграция населения вызывает недовольство. Фонд «Общественное Мнение» опубликовал данные опроса, согласно которому более 60% россиян считает число мигрантов слишком высоким. Россияне избегают иностранцев и уверены, что необходимо ужесточить ряд миграционных законов. На самом ли деле количество трудовых мигрантов в России так высоко и нужно ли его сокращать?

[3]

По количеству приезжих Россия находится на втором месте после США. Однако около 40% мигрантов пребывают в нашей стране по причинам, не связанным с работой. Сложная политическая ситуация, ослабление национальной валюты и большие трудности с получением работы вынудили многих вернуться домой. Во втором полугодии 2014 года Россию официально покинули более 620.000 граждан Узбекистана, Армении, Таджикистана и Молдавии. А число новых трудовых мигрантов, по словам главы ФМС Константина Ромодановского, снизилось на 8%.

Однако эту цифру нельзя назвать определяющей. По заявлению Дмитрия Козака, в Москву и Подмосковье за 9 месяцев 2016 года прибыло около 4.000.000 новых мигрантов. На данный момент никто не может назвать их точное число, говорят о 15.000.000-20.000.000 человек, 30% из которых существуют и трудятся на территории РФ нелегально.

Количество приезжих внушает опасение, что для граждан России остается меньше рабочих мест, а шансы взаимовыгодного сотрудничества с работодателем снизятся. На самом же деле Росстат отмечает снижение производительности труда в России. В настоящее время 33% работодателей жалуются, что с трудом находят необходимых специалистов, постоянно переплачивая за элементарную работу.

В Госдуму даже был внесен законопроект, направленный на резкое снижение трудовой миграции в России и создание стимулов для работодателей по трудоустройству местных жителей. Суть законопроекта проста — приостановить на пять лет выдачу разрешений на работу, выдачу квот на иностранную рабочую силу, и лицензий на осуществление трудовой деятельности мигрантами у частных лиц. По словам автора законопроекта, депутата ЛДПР, работодатели начнут испытывать дефицит рабочей силы, и им придется привлекать на работу своих сограждан.

Читайте так же:  Правомерно ли списывают приставы половину пенсии? Обзор законодательства

Но этот закон не был принят. По словам Никиты Мкртчяна, ведущего научного сотрудника Института демографии ВШЭ, в 70% случаев мигранты не конкурируют с местными жителями.

Они готовы заниматься любой работой, например:

  1. грязной или физически изнурительной, которая не требует особых знаний и высокого уровня компетенции (конвейер, добыча природных ресурсов, обработка пищевых продуктов);
  2. в сфере услуг (химчистка, развоз продуктов, уборка помещений, уход за больными, пожилыми, детьми);
  3. сезонными сельскохозяйственными работами, обслуживанием туристов и т.д.

К. Ромодановский, руководитель ФМС, соглашается, что эти люди нужны России. Власти даже готовы пересмотреть принятые недавно строгие законы с целью сохранения числа мигрантов.

Prof Worker изучил законодательную базу и определил, какие трудности ждут трудовых мигрантов в 2017 году, не забыв напомнить и о более ранних поправках.

Стоимость патента – наиболее важный вопрос для приезжих. Каждый, кто хочет трудиться на территории РФ, должен получить патент, а после этого каждый месяц платить в государственную казну НДФЛ – налог на доходы физических лиц, который каждый год устанавливается правительством страны

Существуют три части, которые определяют его стоимость:

  1. база – 1200 рублей (не изменилась);
  2. коэффициент-дефлятор – 15 %;
  3. коэффициент региональных особенностей рынка – 1.6 (в Петербурге).

Итоговая стоимость патента в Санкт-Петербурге – 3000 рублей.

7 декабря 2016 года Д. Медведев одобрил закон, согласно которому главы регионов могут запрещать частным компаниям привлекать иностранную рабочую силу по отдельным видам экономической деятельности. Если, например, в Санкт-Петербурге будет слишком много трудовых мигрантов в сфере строительства, губернатор региона может воспользоваться правом вето и сослаться на утвержденное постановление.

ФМС запустит онлайн-сервис, который будет регулировать авансовые платежи за патент. Это не позволит трудовым мигрантам подделывать документы. Если платеж не был своевременно проведен, мигранта могут привлечь к административной ответственности, аннулировать разрешение и запретить въезд на территорию РФ.

  1. Патенты заменили разрешения на работу;
  2. Трудовой мигрант может находится на территории России без патента всего 90 дней, а не 180;
  3. Был создан “запретный список”, которые запрещает определённым лицам пересекать границу РФ и официально работать здесь;
  4. Необходимо иметь загранпаспорт, чтобы попасть на территорию РФ;
  5. Необходимо сдать следующие экзамены: русский язык, история России, основы законодательства РФ;
  6. Необходимо указать причину приезда с местом будущей работы;
  7. Необходимо оформить полисы медицинского и социального страхования.

Сегодня, в 2017 году, число иностранных граждан, въехавших на территорию России для получения ПМЖ, составляет 6 миллионов человек. Сложилась следующая ситуация: большое количество трудовых мигрантов живут и трудятся нелегально, не знают русский язык и отказываются понимать и соблюдать законодательные нормы, установленные в России. Большая часть трудовых мигрантов не взаимодействует с обществом, не проходит процесс социализации и ассимиляции. Это провоцирует огромное количество бытовых, профессиональных и иных конфликтов. По последним данным, за несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Все это актуализирует проблему, заставляет государство задуматься о том, как миграция влияет на внутреннюю и внешнюю жизнь. Более того, многие эксперты прогнозируют, что поток мигрирующих граждан будет расти в нынешнем году. Поэтому и возникла необходимость более жесткого контроля граждан и перемен в законодательной базе, которые призваны сократить количество неквалифицированных и некачественных трудовых мигрантов, выполнить функцию просеивания.

Трудоустройство иностранных граждан

На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то и само пребывание, и занятия граждан другого государства на территории Российской Федерации оформляются так, как того требуют установленные правила, закрепленные в соответствующих документах.

Вы – иностранец, который планирует официально трудоустроиться в неродной для себя стране? Вы – работодатель, планирующий трудоустроить жителя другой страны? Ознакомьтесь с этой информацией.

Необходимость рамок закона

По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

[1]

  • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
  • всю систему учета мигрантов;
  • процесс оформления их трудоустройства.

Статус иностранца, устраивающегося на работу

Граждане других стран могут находиться на территории РФ в разном качестве. Возможность и особенности их трудоустройства зависит от двух важных моментов:

  • с визой или без нее они въехали в страну;
  • пребывает или проживает ли иностранец на территории РФ, временно или постоянно.

Рассмотрим особенности каждой группы.

Была ли нужна виза?

Вышеупомянутый Федеральный закон делит въехавших в Россию иностранцев относительно режима их прибытия на 3 подгруппы.

  1. Иностранцы, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, к ним дополнительно причисляют белорусских граждан.
  2. Те, кому для въезда понадобилось оформлять визу (все жители стран, не входящих в СНГ, плюс грузины и туркмены).
  3. Жители государств, с которыми у России действует безвизовый режим (большинство стран СНГ).

Пребывание или проживание

Каждый иностранец в нашей стране является обладателем одного из трех статусов:

  • постоянно проживающий – имеющий вид на жительство (ВНЖ) в РФ (или приравненный к ним гражданин Белоруссии);
  • временно проживающий – иностранный гражданин, получивший разрешение на проживание в течение определенного срока;
  • временно пребывающий – оказавшийся в стране на основании визы или миграционной карты.

Каждый статус имеет сои нюансы касательно трудоустройства

У иностранца есть вид на жительство

Это самый простой вариант как для самого потенциального сотрудника, так и для работодателя. Закон не предусматривает никаких ограничений в трудоустройстве по сравнению с российским подданным. У работодателя есть 2 обязанности, которыми он не имеет права пренебречь касательно сотрудника-иноземца с ВНЖ:

[2]

  • регулярно уточнять сроки действия его документа, подтверждающего право на жительство;
  • сообщить в региональное отделение МВД России о том, что договором зафиксированы трудовые отношения с гражданином другого государства.
Читайте так же:  Штраф за просроченный паспорт размер, как и где оплатить, можно ли избежать

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информирование МВД обязательно при трудоустройстве мигрантов, имеющих любой статус, без исключений (п.8 ст.13 ФЗ о правовом статусе иностранных граждан). Ранее эти сведения требовалось передавать в ФМС РФ, упраздненную в апреле 2016 г.

Разрешено временно проживать

Если у гражданина другой страны есть разрешение на временное проживание в России, по статусу он не слишком отличается от имеющего ВНЖ. Разница лишь в том, что это разрешение придется ежегодно подтверждать в службе миграции. Процедура трудоустройства аналогична претендентам с ВНЖ.

Собственно иностранные работники

Таковыми Закон о правовом положении иностранцев в п. 1 ст. 2 признает лиц, имеющих статус временно пребывающих в РФ. Их легальное оформление в качестве сотрудников будет отличаться по тому, находится ли страна, откуда они явились, в визовых отношениях с Россией.

Работать намерен визовый мигрант

Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

  1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
  2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
  3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
  4. Подача в МВД (ранее – в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
  5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
  6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
  • заявление;
  • фото будущего сотрудника;
  • копия его загранпаспорта.

На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

  1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
  2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

Планируем сотрудничество с безвизовым мигрантом

Тут все немного проще для работодателя: разрешительные документы, оформляемые в МВД, для этой категории не требуется. Для таких претендентов на работу есть нюанс, о котором, в отличие от въезжающих по визе, должен позаботиться сам будущий трудящийся из другой страны или его доверенное лицо: получить патент, дающий право работать в РФ.

Патент – бумага, которую желающий работать в РФ иностранный гражданин должен выправить в течение месяца после прибытия, иначе легально трудоустроиться невозможно. Количество патентов, которые реализует государство, ограничено: квоты ежегодно обновляются.

«Предпатентный» пакет документов:

  • заключение медицинской комиссии;
  • результаты тестов по языку, истории и российскому законодательству;
  • годичный полис медицинской страховки;
  • квитанцию об уплате патентного налога за 1 месяц (сумма зависит от региона трудоустройства);
  • загранпаспорт с нотариально заверенным переводом;
  • документ о дактилоскопии;
  • фото;
  • заявление.

ВНИМАНИЕ! Патент необходим только временно пребывающим безвизовым иностранным гражданам. Лицам, имеющим статус временно или постоянно проживающего, оформлять его не нужно.

Патент и сроки

Полученный на руки патент может быть действителен в течение от 30 суток до года. Если до этого времени не был заключен трудовой договор, действие патента останавливается. При необходимости действие патента можно продлевать на срок, начиная от месяца. Продлить документ можно не менее, чем за декаду до истечения его действия.

«Патентованный» сотрудник имеет право трудиться на одного работодателя не дольше, чем 2 года подряд, затем ему понадобится обновить въезд в страну (выехать и вернуться), и, естественно, заново оформить патент.

Просрочка оплаты ежемесячных авансовых платежей за патент ведет к его аннулированию и утрате права работы.

Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

Штрафы за нелегальное трудоустройство иностранцев

Труд нелегальных мигрантов сурово преследуется законом. Чрезмерно «экономному» или не желающему обременять себя официальным оформлением предпринимателю не избежать административной ответственности в виде солидных штрафов за:

  • неполный пакет документов;
  • истекший срок действия документов;
  • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
  • не оформленный трудовой договор;
  • отступление от процедуры трудоустройства;
  • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
  • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

Физическое лицо вынуждено будет заплатить от 5 до 7 тыс. руб. за процедурные нарушения и 35-70 тыс. руб. за нелегальное трудоустройство иностранцев. Организация уплатит от 400 тыс. до 1 млн. руб., также может быть приостановлена ее деятельность на период от 2 недель до 3 месяцев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сам работник-иностранец тоже подвергнется денежной санкции в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Источники


  1. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
О мигрантах в россии права, трудоустройство, проблемы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here