Пользование водными биоресурсами может подешеветь

Сегодня предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Пользование водными биоресурсами может подешеветь". Здесь собран весь материал на тему и представлен в удобном для чтения виде. Если, все-таки возникли частные вопросы, то их вы в любой момент можете задать нашему дежурному консультанту.

Основания возникновения права на предпринимательскую деятельность в области использования водных биологических ресурсов (Митякина Н.М.)

Дата размещения статьи: 04.12.2015

[2]

Список литературы

1. Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений: Постановление Правительства РФ от 22.10.2008 N 775 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 43. Ст. 4953.
2. О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование: Постановление Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4836.
3. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федер. закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.
4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А42-3883/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2007 N Ф04-8121/2007(40402-А45-15) по делу N А45-436/2007-23/19 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Раскина Т. Надзор за исполнением законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов // Законность. 2009. N 5.

Статья 18. Права пользования водными биоресурсами

Статья 18. Права пользования водными биоресурсами

1. Водные биоресурсы могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании лицензии на рыбохозяйственную деятельность и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии на осуществление спортивного и любительского рыболовства.

2. Водные биоресурсы предоставляются в пользование территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области рыболовства и охраны водных биоресурсов на основании Решения Администрации края.

3. Лицензия на рыбохозяйственную деятельность является обязательным условием для получения разрешения на вылов водных биоресурсов.

4. Порядок лицензирования рыбохозяйственной деятельности, спортивного и любительского рыболовства, а также органы, осуществляющие лицензирование, устанавливаются федеральным законодательством.

5. С пользователем водными биоресурсами, имеющим лицензию, заключается договор на предоставление водного объекта рыбохозяйственного значения в долгосрочное или краткосрочное пользование.

6. Право долгосрочного пользования водными биоресурсами осуществляется путем предоставления водного объекта рыбохозяйственного значения на праве безвозмездного пользования.

7. Право краткосрочного пользования водными биоресурсами предоставляется гражданам на основе договора безвозмездного пользования без выделения водного объекта рыбохозяйственного значения, его части или рыбопромыслового участка.

8. Граждане имеют право свободно использовать водные биоресурсы в рыбохозяйственных водных объектах общего пользования для потребительских, спортивных и рекреационных целей с соблюдением правил рыболовства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и края.

Основания и порядок прекращения права пользования водными биоресурсами

Содержание
Закон Хабаровского края от 26 сентября 2001 г. N 338 «О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов в Хабаровском.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

IV. Требования к пользователям водными биоресурсами

12. Пользователи водными биоресурсами не вправе:

рыболовство без разрешения и без выделенной квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

рыболовство с превышением объемов выделенных им квот добычи (вылова) по районам промысла и видам водных биоресурсов;

[1]

добычу (вылов) водных биоресурсов в объемах квот, превышающих объемы, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов;

добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца;

добычу (вылов) водных биоресурсов с применением взрывчатых, токсичных, наркотических средств, электротока, колющих орудий лова (за исключением подводной охоты), огнестрельного оружия, а также других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий лова;

добычу (вылов) водных биоресурсов гоном, способом багрения, при помощи бряцал и ботания;

добычу (вылов) водных биоресурсов на зимовальных ямах, у плотин, мостов, шлюзов и других гидротехнических сооружений на расстоянии ближе 0,5 км, у сбросовых коллекторов в радиусе менее 0,5 км;

добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для промысла районах (местах лова);

добычу (вылов) и другие операции, связанные с промыслом водных биоресурсов на расстоянии менее 0,5 морской мили от морских границ особо охраняемых природных территорий и акваторий и от морских границ исключительных экономических зон иностранных государств в Балтийском море;

любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках без согласия пользователей рыбопромысловыми участками;

добычу (вылов) водных биоресурсов у рыбоводных заводов, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы — на расстоянии менее 0,5 км;

добычу (вылов) водных биоресурсов в периоды выпуска молоди рыб рыбоводными организациями и с момента окончания указанных периодов в течение 15 дней в реках на расстоянии менее 0,5 км во все стороны от мест выпуска, за исключением мелиоративного отлова хищных видов рыб;

12.2. принимать (сдавать), иметь на борту промыслового судна или на рыбопромысловом участке уловы водных биоресурсов (либо продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания видового состава; принимать (сдавать) уловы без взвешивания или иных форм учета;

12.3. вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового
состава, используемых орудий лова, сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района промысла или с указанием неверного наименования района промысла;

Читайте так же:  Как правильно распорядиться квартирой: советы и рекомендации

12.4. иметь на борту промысловых судов и других транспортных средств, на рыбопромысловом участке, а также в местах обработки сырья водные биоресурсы, не учтенные в промысловых документах;

12.5. иметь на палубе судна и рыбопромысловых участках в рабочем состоянии орудия лова, применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено;

12.6. осуществлять любительское и спортивное рыболовство с применением специальных пистолетов и ружей (далее – подводная охота) во время нерестового периода, в местах массового и организованного отдыха граждан, а также применять средства подводной охоты с берега, с борта плавучих средств и взабродку; охотиться с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;

орудия лова с перекрытием более 2/3 ширины русла реки, ручья или протоки, причем свободная часть должнаприходиться на наиболее глубокую часть русла (запрещается также одновременный или поочередной замет неводов с противоположных берегов «в замок»);

ставные орудия лова в шахматном порядке;

орудия лова из водных объектов, в которых обнаружены очаги паразитарных и/или инфекционных заболеваний водных биоресурсов, в других водных объектах без предварительной дезинфекции этих орудий лова;

ставные (якорные) и дрифтерные орудия лова, не обозначая их положения с помощью буев или опознавательных знаков установленного образца;

12.9. выбрасывать добытые водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова).В случае вылова запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения допустимого прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении, они должны, независимо от состояния, выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями. При этом пользователь обязан:

сменить позицию лова (трасса следующего траления либо позиция следующего замета, постановки орудий лова и т.д. должна отстоять не менее чем на 5 морских миль (для морских районов) и не менее чем 500 метров во внутренних водах за исключением внутренних морских вод) от любой точки предыдущего траления, замета, постановки и т.д.); прекратить добычу

(вылов) водных биоресурсов на данном рыбопромысловом участке и снять орудия лова. Возобновление добычи (вылова) водных биоресурсов на данном месте возможно только на основании разрешения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов;

отразить свои действия в судовых документах и промысловом журнале
и направить информацию в Россельхознадзор (его территориальные органы);

12.10. применять орудия лова, имеющие размер (шаг) ячеи, не соответствующий требованиям настоящих правил рыболовства;

12.11. производить добычу (вылов) водных биоресурсов в малоисследованных и во временно не имеющих промыслового значения районах, за исключением рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

12.12. допускать продолжительность нахождения ставных сетей в воде, превышающую 48 часов в летний и 72 часа в осенне-зимний периоды
(застой сетей), считая с момента полной их установки до момента выборки
на борт судна;

12.13. передвигаться по руслам нерестовых рек, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах моторных плавсредств в
период нерестового хода рыбы за исключением использования моторных плавсредств для ведения разрешенных видов добычи (вылова);

12.14. использовать моторные плавсредства в нерестовый период на водных объектах рыбохозяйственного значения, указанных в приложении 1;

12.15. допускать ухудшение естественных условий обитания водных биоресурсов.

V. Промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство, рыболовство в учебных и культурно –

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Переход права пользования водными биоресурсами Правительство предложило дополнить рядом условий

На портале оценки регулирующего воздействия на обсуждение вынесен разработанный Правительством Российской Федерации Проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка перехода прав на добычу (вылов) водных биоресурсов. Законопроект разработан в соответствии с пунктом 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 мая 2014 года № Пр-1143.

Законопроектом предусматривается введение ряда соответствующих условий, при соблюдении которых могут быть переданы права на добычу (вылов) водных биоресурсов в рамках проведения реорганизационных мероприятий. Об этом сообщает FishNet.ru.

Принятие законопроекта направлено на исключение возможности передачи от одного юридического лица к другому права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в случае отсутствия у последнего рыбопромыслового судна, используемого на праве собственности или договора финансовой аренды (договора финансового лизинга).

Также, в соответствии с нормами гражданского законодательства необходимо будет внести изменения в соответствующий договор о замене лица при переходе прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в связи с чем, отпадёт актуальность заключения нового договора. Отказ во внесении изменения о замене стороны в договоры, предусмотренные статьями 33.1, 33.3 и 33.4 ФЗ «О рыболовстве», может быть обжалован в суде.

Согласно тексту Законопроекта, право на добычу (вылов) водных биоресурсов, возникшее на основании договоров пользования ВБР переходит от одного лица к другому лицу в следующих случаях:

а) реорганизация лица, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, путем его преобразования — изменения его организационно-правовой формы;

б) реорганизация лица, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, путем присоединения его к другому юридическому лицу или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) реорганизация лица, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов, возникшего на основании договоров, пользования осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Наличия у лица, к которому переходит право на добычу (вылов) водных биоресурсов судов рыбопромыслового флота, принадлежащих ему на праве собственности или используемых на основании договора финансовой аренды (договор лизинга). Либо орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, позволяющих осуществлять рыболовство без использования судов рыбопромыслового флота, в случае если промышленное или прибрежное рыболовство осуществляется без использования судов рыбопромыслового флота;

Читайте так же:  Как узнать, в розыске ли человек

2. Лицо, от которого переходит право на добычу (вылов) водных биоресурсов (в случае реорганизации в форме разделения или выделения), является учредителем вновь созданного юридического лица, к которому переходит право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Его доля в уставном капитале вновь созданного юридического лица на момент перехода права на добычу (вылов) водных биоресурсов составляет не менее 50% уставного капитала вновь созданного юридического лица;

3. Лицо, к которому переходит право на добычу (вылов) водных биоресурсов, не находится под контролем иностранного инвестора, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При переходе права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому не могут быть изменены размер выраженной в процентах доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной по договору, указанному в ст. 33.1 № 166 — ФЗ «О рыболовстве» или площади рыбопромыслового участка, предоставленного по договору, указанному в статье 33.3 № 166 — ФЗ «О рыболовстве».

Статья 35. Плата за пользование водными биоресурсами

Статья 35. Плата за пользование водными биоресурсами

1. Плата за пользование водными биоресурсами устанавливается в виде сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в порядке и размерах, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биоресурсов, перечень которых установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

3. Не признаются объектами обложения сбором за пользование водными биоресурсами объекты водных биоресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в Корякском автономном округе, для которых рыболовство является основой существования. Такое право распространяется на количество (объем) объектов водных биоресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд на всей территории Корякского автономного округа как места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

4. Ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов для поселкообразующих рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставки сборов, взимаемых на общих основаниях.

При этом поселкообразующими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объемов водных биоресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Заключительные и переходные положения

Содержание
Закон Корякского автономного округа от 6 февраля 2004 г. N 269-ОЗ «Об использовании и охране водных биологических ресурсов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Некоторые вопросы судебной практики в области сохранения водных биоресурсов (Белоусов А.Н., Воронков В.Б.)

Дата размещения статьи: 17.01.2018

В целом сложившаяся судебная практика в области сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания свидетельствует о том, что существующей нормативной правовой базы недостаточно ни для эффективного контроля и надзора, предусмотренных ст. 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов) , ни для защиты интересов Российской Федерации в данной сфере в судебном порядке.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.

При этом проблемы в правоприменении связаны не с процедурой привлечения к административной ответственности и порядком взыскания ущерба, причиненного водным биоресурсам (их как раз можно оценить как в целом урегулированные), а в основном с коллизией и конкуренцией правовых норм, а также с наличием среди подзаконных нормативных актов и технической документации нестыковок и пробелов.
Например, Арбитражным судом Новосибирской области было рассмотрено дело по иску хозяйственного общества к территориальному управлению Росрыболовства о признании незаконным и отмене выданного управлением предписания .
———————————
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июля 2016 г. по делу N А45-10106/2016 // http://sudact.ru.

В современных обстоятельствах особый интерес вызывают проблемы, связанные с некорректностью условий согласования осуществления хозяйственной деятельности, в частности касающихся оценки и возмещения (компенсации) вреда, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания.
Подавляющее большинство ответчиков не отрицают необходимость возмещения вреда (ущерба), причиненного водным биоресурсам, но оспаривают его величину в натуральном выражении и стоимость его возмещения .
———————————
См., например: решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2011 г. по делу N А10-3698/2011 // http://docs.pravo.ru.

Пунктами 62 — 64 Административного регламента предусмотрено привлечение к рассмотрению поступившей на согласование документации подведомственных учреждений, которые в том числе оказывают платные услуги по разработке материалов по оценке негативного воздействия на водные биоресурсы и реализуют мероприятия по его возмещению для заинтересованных хозяйствующих субъектов. Исключение составляют организации, разработавшие оценку воздействия намечаемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, представленную в составе рассматриваемой заявки. Такой подход потенциально создает преимущественные условия для деятельности подведомственных Росрыболовству учреждений в области оценки и возмещения (компенсации) вреда, причиненного водным биоресурсам, и тем самым может нарушить положения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции .
———————————
Российская газета. 27 июля 2006 г.

Все вышесказанное позволяет говорить об определенном кризисном состоянии института оценки и возмещения вреда, причиняемого водным биоресурсам, системы их сохранения в целом, а также о наличии существенных проблем при рассмотрении споров и претензий в этой сфере природоохранной деятельности.
19 октября 2015 года состоялось заседание президиума Государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, по итогам которого Правительству Российской Федерации дано поручение подготовить предложения по совершенствованию механизмов возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания , которое, впрочем, до настоящего момента не исполнено.
———————————
См.: п. 1а Перечня поручений по итогам заседания Президиума Государственного совета от 9 ноября 2015 г. N Пр-2338 ГС // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50665.

Читайте так же:  Документы для назначения пенсии

Исходя из указанного поручения, актуальной задачей является разработка компромиссной стратегии сохранения водных биоресурсов, учитывающей как их социально-экологическую и экономическую значимость, так и интересы бизнес-сообщества по развитию производства и экономики страны.
Основной идеей стратегии, в контексте совершенствования механизмов оценки и возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам, должна стать разработка оптимальных правовых норм, а на их основе — формирование единой судебной практики, направленной на нивелирование конфликтных ситуаций и балансировку интересов хозяйствующих субъектов, публичной власти и общества, а также исключающей ухудшение социально-экономических показателей хозяйственной деятельности, с одной стороны, и обеспечивающей сохранение и рациональное использование водных биоресурсов — с другой.

Платежи за пользование водными ресурсами

В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, лица и предприятия, осуществляющие пользование водными ресурсами обязаны вносить в бюджет регулярные платежи. Это необходимо для компенсации вреда, нанесенного экосистемам в результате хозяйственной деятельности. Также плата взимается для организации комплексной системы восстановления и охраны водных объектов.

Специалисты компании «Экобезопасность» расскажут о законных основаниях взимания таких платежей и помогут определить их размеры.

Что говорит закон?

Долгое время в нашей стране, налог за использование водных ресурсов был разделен на две части:

  • плата за пользование водными объектами — непосредственно водный налог;
  • платежи в целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов – эти деньги предназначались для организации и проведения мероприятий, рационализирующих водопользование, восстанавливающих экосистему, повышающих уровень экологической образованности населения и т.д.

После принятия Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» два налоговых компонента были объединены в один целевой платеж.

Этот же законодательный акт устанавливает ставки, размеры, методы расчета платежей. Чтобы определиться с минимальными и максимальными суммами, которые могут взиматься с водопользователей, было принято отдельное постановление Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».

Когда необходимо вносить плату за пользование водными объектами?

Вносить платежи в бюджет должны все частные лица, предприниматели, производства и организации, в ходе хозяйственной деятельности которых производится пользование водоемом, с применением специальных технических средств, приспособлений, сооружений. Под термином «пользование» понимают такие виды воздействия на водный объект:

От экологических платежей полностью освобождаются лица и организации, проводящие забор воды с целью ликвидации затоплений, стихийных бедствий, аварий на производствах. Также не обязаны оплачивать водопользование лица, использующие воду с целью рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов. Важно также отметить, что освобождаются от оплаты работники государственных органов, осуществляющие исследования, анализ и мониторинг состояния акватории водного объекта.

Чем грозит нарушение правил водопользования?

Для каждого налогоплательщика устанавливаются лимиты на забор воды и сброс сточных вод. Превышение этих лимитов грозит внушительным штрафом. Также государственные органы, занимающиеся экологическим контролем, могут отозвать разрешение на пользование водным объектом.

Наибольшие штрафные санкции грозят тем лицам и предприятиям, которые осуществляют водопользование, не имея на то соответствующего разрешения, рассчитанных лимитов. В этом случае размер платы за пользование водным объектом увеличивается в 5 раз.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут получить разрешительную документацию, необходимую для законного пользования водным объектом, а также рассчитают лимиты и сумму экологических платежей.

О рентных платежах при пользовании водными биологическими ресурсами

«Финансы», 2006, N 1

В конце 2004 г. был принят давно ожидаемый Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Однако несколько принципиальных положений этого законодательного акта (в т.ч. касающиеся вопросов платности использования биоресурсов) оставили неудовлетворительное впечатление у многих рыбопромысловых организаций и других пользователей биоресурсов, а также среди научных сообществ, осуществляющих исследования в данной сфере.

В этом Федеральном законе всего лишь указано, что «платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами» (см. пп. 9 п. 1 ст. 2). А в ст. 40 этого Закона предусматривается, что «в договоре пользования рыбопромысловым участком указываются порядок, условия и сроки внесения платы за пользование рыбопромысловым участком. «.

Иных норм, регулирующих платность пользования биоресурсами, в этом Законе не содержится.

Таким образом, сам Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не установил даже в рамочном виде какие-либо платежи за использование водных биоресурсов или принципы установления платности в этой сфере. Да, при этом Закон не сделал однозначную отсылку в этом вопросе исключительно на налоговое законодательство. Поэтому возможность введения новых видов платежей и/или условий их взимания за вылов биоресурсов (помимо законодательства о налогах и сборах) не исключается. Но из-за отсутствия в рассматриваемом Законе специальной нормы по данному вопросу крайне затрудняется осуществление этой идеи.

Почему было бы крайне важно, по мнению многих экспертов, включение в Закон нормы о возможности введения неналоговых платежей за водные биоресурсы?

Известно, что сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд характерных особенностей, связанных с сезонностью промысла во многих бассейнах, подвижностью водных биоресурсов (ВБР) во времени и пространстве, трудностью достоверного прогнозирования запасов ВБР и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для дальнейшего воспроизводства. И эти особенности не нашли пока должного отражения в экономическом механизме платности за использование биоресурсов.

Что показала практика применения сборов за добычу ВБР, установленных гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»?

Читайте так же:  Договор займа между физическими лицами как оформить, образец

Положения гл. 25.1 НК РФ содержат определенную дифференциацию условий исчисления и взимания сбора по водным бассейнам (внутренним морским водам, другим морям, исключительной экономической зоне России, континентальному шельфу), а также по целям использования ВБР и категориям хозяйствующих субъектов в рыбной отрасли. Например, установлены различные ставки сбора по одним и тем же видам ВБР в зависимости от рыбохозяйственного бассейна. Но за основу расчета этих ставок принимались потребности государства в средствах на финансирование выполнения работ, имеющих народно-хозяйственную значимость. И объемы этих потребностей корректировались с учетом объема предельно допустимого улова и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида ВБР. Таким образом, эта дифференциация ставок, по сути, не учитывала рентные факторы при установлении экономических отношений между государством и конкретным пользователем.

Кроме того, в гл. 25.1 НК РФ ставки дифференцированы всего лишь по трем рыбохозяйственным бассейнам: Дальневосточному, Северному и Азово-Черноморскому. То есть, несмотря на то что лов в каждом из этих бассейнов производится не менее чем в десяти водных объектах и в еще большем количестве зон (районов) лова, для расчета суммы платы применяются одни и те же ставки за соответствующий вид биоресурса.

Следует также отметить, что утвержденные гл. 25.1 НК РФ ставки сбора применяются пользователями ВБР напрямую. То есть региональные органы власти не имеют возможности понизить или повысить их размер с учетом местных условий лова и последующего состояния биоресурсов (возможности их воспроизводства в районе лова).

Далее гл. 25.1 НК РФ предусмотрено понижение ставок сбора для отдельных градо- и поселкообразующих организаций по сравнению с другими пользователями ВБР. Но этот принцип установления льгот по сбору нельзя увязать с особенностями природных условий и экономической ценностью ресурсов по месту нахождения данных организаций. Значит, природная рента и здесь не учитывается.

Статистика свидетельствует, что при равных удельных затратах труда и капитала вариации издержек на добычу одного и того же объекта промысла по разным бассейнам промысла и даже в границах одного бассейна достигают многократных значений. Одним из главных факторов, оказывающих влияние на получение избыточного рентного дохода, является и различие водоемов по продуктивности. Так, в водохранилищах и крупных озерах России годовой улов варьируется от 2 до 40 кг/га; в малых и средних — от 6 до 100 кг/га. Еще более велик разрыв на разных участках речных систем. А если принимать в расчет рыночную стоимость рыбы в зависимости от их видов, то финансовые результаты промысла будут различаться на несколько порядков.

Следует также отметить, что положения гл. 25.1 НК РФ не учитывают некоторых особенностей вылова биоресурсов, напрямую влияющих на размер платежной базы. Речь идет о случаях, когда в оперативном порядке у пользователей корректируется объем добычи водных биоресурсов с внесением соответствующих изменений в ранее выданные разрешения на лов. Такие изменения практиковались постоянно и основанием для этого служили соответствующие приказы и телеграммы бывшего Госкомрыболовства России.

Сейчас возможность внесения изменений в соответствующие разрешения на право добычи (лова) водных биоресурсов закреплена Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Так, в ст. 36 этого Закона предусмотрено, что «допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов. «. Далее указано, что изменения в выданное разрешение вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления и являются неотъемлемой частью данного разрешения.

Но в соответствии с п. 2 ст. 333.5 гл. 25.1 НК РФ сбор за пользование водными биоресурсами производится в виде разового и регулярных взносов. При этом оставшаяся сумма сбора (определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса) уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биоресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. И эта норма не может быть точно выполнена в случае внесения каких-либо обоснованных изменений в разрешение на вылов, т.к. в этом случае изменяется не только сумма разового взноса, но и регулярных взносов (т.е. равность их долей не обеспечивается).

Действующая система налоговых сборов, по нашему мнению, не является единственно возможным экономическим инструментом в сфере использования рыбных ресурсов. Исходя из анализа имеющихся точек зрения на проблему платности биоресурсов можно предложить следующие направления по совершенствованию системы платежей.

Эта система в первую очередь должна учитывать различные условия, в которых ведут свою деятельность рыбопромысловые хозяйства, а также экономическую и природную ценность добываемых ресурсов. При этом целесообразно размер рассчитываемой платы увязать с факторами, влияющими на возможность фактической реализации разрешения на вылов. То есть должен учитываться и фактический объем добываемых ресурсов, а не только указанный в разрешении.

Исходя из изложенного выше целесообразно учесть следующие дополнительные факторы при определении размеров ставок сбора:

  • время вылова (сезон);
  • место лова;
  • объемы вылова (размеры квот);
  • виды судов, на которых производится вылов, и используемых орудий добычи ВБР (сети, тралы);
  • цель лова.

Первый и второй факторы имеют прямую рентную «нагрузку», поскольку от них зависит степень реализации самой возможности добычи ВБР. Так, эффективная добыча многих видов ВБР может быть осуществлена только в определенные периоды времени. А при использовании такого фактора, как место лова необходимо учитывать, где производится рыболовство: во внутренних водоемах или на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Поскольку стоимость биоресурсов здесь различается в несколько раз. По данным российских и зарубежных источников, до трети всех основных видов ВБР, имеющих массовый спрос, добывается в экономической зоне. Большинство компаний, стремясь уменьшит затраты на вылов, избегают дальних и глубоководных районов. Поэтому доля таких районов в рыбном промысле остается на уровне 10 — 12%, тогда как в пределах континентального шельфа добывается 90% рыбы и морепродуктов.

Читайте так же:  Как выплачивается накопительная пенсия

Объем разрешенного вылова (фактор «3») также может быть причислен к рентному фактору, т.к. наличие у одного из рыбаков разрешения на больший размер допустимой добычи конкретного вида ВБР (по сравнению с другими рыбаками в этом же районе лова) непосредственно влияет на уровень получаемого им дохода.

Что же касается вида судов и орудий лова (фактор «4»), то и эти факторы заметно влияют на степень рационального и (или) эффективного лова, т.к. существуют несколько специальных типов судов и орудий лова, используемых для прибрежного рыболовства.

Лов производится для нескольких целей. В соответствии с законодательством он осуществляется:

  • для промышленных целей;
  • для научных исследований;
  • при осуществлении рыбоводства;
  • для выполнения международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства;
  • в любительском и спортивном рыболовстве.

Этот фактор необходимо учитывать в связи с тем, что при указанных видах лова получается разный уровень воздействия на биоресурсы. А, кроме того, получается и различный экономический доход, если сравнивать промышленную добычу с иными целями лова.

Далее целесообразно рассмотреть возможность корректировки такого положения гл. 25.1 НК РФ, как обязанность внесения платы независимо от фактического улова. Напомним, что в соответствии с данной главой сумму сбора за пользование ВБР уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование ВБР. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование ВБР ежемесячно.

По нашему мнению, до введения эффективного механизма контроля за реальным выловом и, соответственно, последующей за этим корректировкой рассматриваемой нормы гл. 25.1 НК РФ следует уже сейчас ввести дополнительный коэффициент «риска», который учитывал бы ситуации безрезультатного лова из-за чисто природных факторов. Например, наличие стабильно более плохих погодных условий в отдельных районах лова по сравнению с другими, что обуславливает более редкие выходы в море и затрудненный лов. Дополнительные коэффициенты «риска» могут быть установлены к ставкам сбора и при наличии (отсутствии) уточненных данных о состоянии (объемах) конкретных видов биоресурсов в разрешенных районах лова.

Говоря об учете указанных выше факторов в определении размеров рентных платежей, следует отметить, что в данном случае речь не идет об обязательном увеличении общего уровня платы по сравнению с ныне действующим порядком ее исчисления. Здесь, как уже обращалось внимание, предлагается более полный учет особенностей осуществления лова, которые имеются во всех промысловых районах. Максимальный учет этих особенностей позволит создать более справедливые условия в части исчисления соответствующих платежей для рыбацких хозяйств, осуществляющих свою деятельность в разных природных и экономических условиях.

В целом, основной задачей, по нашему мнению, является определение и установление таких конкретных размеров ставок платы, которые, не ущемляя интересов государства в части получения соответствующих доходов за добычу рыбных ресурсов, одновременно стимулировали бы рациональное использование и воспроизводство этих ресурсов, а также учитывали интересы рыболовецких организаций.

В заключение следует отметить, что экономические предпосылки развития рыбного хозяйства обуславливают необходимость совершенствования не только налогового (в т.ч. через ведение системы рентных платежей), но также таможенного и инвестиционного законодательства.

Улучшение механизма долгосрочного управления водными биологическими ресурсами позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота запасам ВБР в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России. А расширение исследования этих ресурсов позволит включить в промысловый оборот малоизученные и недоиспользуемые их виды, освоить новые промысловые районы. Что в конечном итоге позволит существенно увеличить доходы государства от использования биоресурсов без увеличения налоговой нагрузки на рыбную отрасль.

Статья 24. Основания возникновения права пользования водными биоресурсами. Право пользования водными биоресурсами возникает на основании:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

лицензии на рыбохозяйственную деятельность;
разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов;
иного допускаемого настоящим Федеральным законом основания.
Порядок предоставления права пользования водными биоресурсами на основании договора безвозмездного пользования водным объектом рыбохозяйственного значения, в том числе рыбопромысловым участком, для промышленного рыбоводства, промышленного рыболовства и (или) организации любительского и спортивного рыболовства (далее — договор безвозмездного пользования) и договора аренды водного объекта рыбохозяйственного значения для промышленного рыбоводства, промышленного рыболовства и (или) любительского и спортивного рыболовства (далее — договор аренды) устанавливается федеральным законом о безвозмездном пользовании водными объектами рыбохозяйственного значения и об аренде водных объектов рыбохозяйственного значения для промышленного рыбоводства, промышленного рыболовства и (или) организации любительского и спортивного рыболовства.

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Пользование водными биоресурсами может подешеветь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here