Закон о занятости населения основные положения и назначение закона

Сегодня предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Закон о занятости населения основные положения и назначение закона". Здесь собран весь материал на тему и представлен в удобном для чтения виде. Если, все-таки возникли частные вопросы, то их вы в любой момент можете задать нашему дежурному консультанту.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения»

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 30 ноября, 6 декабря 2011 г.

Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Президент Российской Федерации

10 января 2003 года

Изменения и дополнения обусловлены изменением системы финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения, в связи с упразднением Государственного фонда занятости населения РФ и переводом соответствующих расходов в федеральный бюджет.

В целях повышения уровня материального обеспечения граждан, признанных безработными (за исключением граждан отдельных категорий, для которых размеры пособия устанавливаются в соответствии со ст. 34), минимальный размер пособия по безработице увеличен с 20 до 30% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Устанавливается исчерпывающий перечень причин, являющихся уважительными при увольнении по собственному желанию (переезд на новое место жительства в другую местность; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными членами семьи и другие).

Законом установлен порядок, при котором гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия (сокращением численности) и направленным органами службы занятости на профессиональное обучение, стипендия будет начисляться после истечения периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 января 2003 г. N 4, в «Парламентской газете» от 14 января 2003 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 160

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ )

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля, 3 октября, 11 декабря 2018 г., 18 июля 2019 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

19 апреля 1991 года.

Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Читайте так же:  Какой размер социальной пенсии

Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ


Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта «г» пункта 5, абзацев первого — пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Читайте так же:  Как оформить кредитные каникулы в сбербанке, втб24, банке москвы

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

[3]

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о занятости населения Российской Федерации

С января 2019 года вступили в силу изменения в закон о занятости. Эти изменения регулируются Федеральным законом № 350-ФЗ и направлены на увеличение выплат пособий, а также на установку новых правил и сроков нахождения на обеспечении государства в связи с отсутствием трудоустройства. Часть условий была пересмотрена, поэтому новая редакция сильно повлияет на лиц без работы и их нахождение на учете.

Общая характеристика: цели и назначение

С первого января 2019 года в силу вступило несколько законопроектов, которые касаются трудоустройства и постановки на учет в центры занятости. Изменения коснулись и закона о занятости граждан.

Тем лицам, которые обращаются за средствами с января 2019 года включительно, оплата осуществляется по новым правилам, которые регламентированы введенными поправками.

Сам закон остается в силе и полностью регулирует все нормы и правила нахождения лиц в статусе безработного.

Большинство поправок введено для реализации повышения пенсионного возраста и поддержки мало защищенных слоев населения, а также для увеличения размера пособий на время безработицы.

Основные аспекты

Изменения коснулись нескольких сторон закона. Основные изменения:
  • размер пособия по безработице;
  • длительность материальной поддержки для различных категорий;
  • максимальный и минимальный порог оплаты.

Дополнительно введена материальная поддержка лиц из предпенсионной категории, которые с января 2019 года имеют дополнительные льготные условия, в том числе в области нахождения на учете по безработице.

Права и обязанности сторон процесса трудоустройства

Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.

Службы занятости

Госорган имеет особые права и обязанности. В целом обязанности включают в себя следующие пункты:
  • осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
  • материальная поддержка граждан на период поиска работы;
  • осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.

Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.

Работодателей

Для работодателей имеется несколько обязанностей. Среди них постоянное предоставление контрольному органу отчетности по персоналу и работникам. Также работодатель при сокращениях должен производить установленные выплаты.

При наличии свободных вакансий информация по ним передается в региональный центр для подбора кандидатов. Требуется помнить, что каждый работодатель вправе устанавливать ограничения по квалификации для работников.

Соискателей

Главной обязанностью соискателя является полное выполнение правил нахождения в полученном статусе и активное участие в поиске работы. В то же время при отсутствии нарушений, в том числе пассивного незарегистрированного дохода, лица имеют право на материальную помощь от государства, а также на различные гарантии, которые предоставляются разным категориям соискателей.

Статус безработного

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.
Читайте так же:  Пенсия расчеты проводим сами

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Процедура регистрации

Процедура регистрации имеет стандартный вид.

Сначала гражданин после потери работы встает на учет. Это возможно только при соблюдении всех требований и действительном отсутствии заработка.

Для регистрации необходимо предоставить все документы, в том числе трудовую и 2-НДФЛ.

После рассмотрения документов служба ставит на учет безработного и начинает искать ему рабочее место.

Размер денежных выплат

Поправки устанавливают новые сроки и размеры пособий. Граждане, имеющие за годовой период трудовые отношения в количестве не меньше 26 недель, в первые три месяца выплачивается 75% среднемесячной платы. Далее три месяца выплачивается 60% заработка. Для лиц предпенсионного возраста суммы аналогичны за исключением того, что после 6 месяца пособие остается и идет в размере 45%.

После поправок минимальная сумма равна 1,5 тысячи рублей, а максимальная 8 тысячам рублей. Для предпенсионеров сумма установлена в максимальном размере в 11280 рублей. Для всех категорий действуют районные коэффициенты.

В каких случаях выплаты прекращаются

Выплаты пособий прекращаются в нескольких случаях. Список оснований:
  • лицо вышло на пенсию;
  • человек трудоустроен;
  • человек нарушил правила нахождения на учете, например, не принимал участия в поиске работы;
  • время матпомощи истекло.

Все эти основания законодательно прекращают поддержку лиц в установленном порядке.

Гарантии и компенсации от Центра занятости

Центр осуществляет обеспечение всех предусмотренных государством гарантий в отношении лиц без работы. Среди гарантий и компенсаций:
  • материальная помощь семье и иждивенцам;
  • выплата выходного пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • компенсации на затраты при переезде;
  • осуществление специальных выплат при переобучении и переподготовки;
  • оплата общественной работы.

Все эти гарантии осуществляет региональный центр, в котором зарегистрирован человек.

Дополнительные гарантии для различных категорий граждан

В первую очередь осуществляется материальная поддержка иждивенцев безработного. Также для различных категорий есть свои дополнительные гарантии, например, для лиц предпенсионного возраста.

Любой льготной категории, а также тем, кто имеет региональные льготы, выплаты осуществляются в большем размере. Дополнительно для льготных категорий, в том числе предпенсионеров устанавливается приоритетное право на вакансию и переобучение.

Изменения 2019 года в Законе о занятости населения

Самым главным является тот факт, что теперь подходящим рабочим местом считается любая вакансия с оплатой труда. Среди остальных поправок сроки и порядок выплат для льготных и обычных категорий лиц, имеющих статус безработного.

Заключение

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2019 года, ввели ряд новых правил нахождения на учете. Изменены сроки и суммы пособий по безработице, а также установлены новые пределы для различных категорий граждан. Сам процесс постановки на учет и статус безработного остался без изменений.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что условия признания гражданина безработным являются важной формой реализации прав человека и защиты гражданина от тяжелых последствий сложившейся неблагоприятной жизненной ситуации, обусловленной потерей или отсутствием рабочего места. Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Теоретическая основа и степень изученности темы. Проблема признания гражданина безработным на разных этапах развития российского государства в той или иной мере исследована в работах О.В. Бочаровой, Е.Е. Мачульской, В.В. Ткаченко, Г.В. Сулеймановой, Т.К. Мироновой, М.В. Лушниковой, В.Г. Павлюченко и другими учёными. Так же нормы, регулирующие данный вопрос закреплены федеральным законодательством, а так же в Конституции РФ, Гражданском и Трудовом кодексах.

Предмет исследования составили нормы законодательства, регулирующие вопросы об условия признания гражданина безработным.

Объектом исследования являются проблемы правового регулирования и основные аспекты, касающиеся условий признания гражданина безработным.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы, систематизировав весь массив правовых норм, охватывающих поставленную проблему, научную и учебную литературу, судебную практику и статистические показатели, исследовать основной комплекс вопросов, затрагивающих теоретическое осмысление понятия безработного гражданина и условий признания гражданина безработным, выявить существующие проблемы теоретического и правоприменительного характера.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

— раскрыть общие положения о занятости населения;

— исследовать порядок и условия признания гражданина безработным;

— установить размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

— проанализировать уровня безработицы по статистическим показателям за 2013 год.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Общие положения о занятости населения

Понятие занятости и занятых граждан

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

Читайте так же:  Заполнение налоговой декларации при продаже автомобиля

В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

— занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Проанализируйте Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов в систему законодательства о занятости входят в первую очередь — Конституция РФ — ст. 37, которая предусматривает право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

Закон о занятости населения: основные положения и назначение закона

Правовую основу регламентации отношений в сфере занятости и трудоустройства составляет Конституция Российской Федерации, наделенная высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории страны, закрепляющая, что «трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов» (п. «к» ч.1 ст. 72) и предусматривающая право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации, среди которых кодифицированный акт — Трудовой кодекс РФ, которым регламентированы отдельные положения, например, то, что в порядке исключения средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318). Специальным нормативно-правовым актом, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства в системе законодательных актов о занятости является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и включает в себя 37 статей, но с 1 января 2007 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ седьмая глава утратила силу.

Глава вторая «Права граждан в области занятости» закрепляет права граждан на выбор места работы, консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, получение информации в органах службы занятости, на профессиональную деятельность за границей.

В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости, устанавливаются общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование рабочих мест для инвалидов, нуждающихся в специальной защите.

Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятую главу названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения и определены права работодателей.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также указаны сроки и размеры выплачиваемого пособия по безработице.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям — в подборе необходимых кадров. Он урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

Среди федеральных законов, регулирующих данные отношения можно также выделить Федеральные законы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»; а также Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

[2]

На федеральном уровне приняты также подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», которое закрепляет полномочия и организацию деятельности министерства; Постановление Правительства N 875, определяющее порядок организации общественных работ исполнительными органами власти субъектов и местными органами власти (трудовой деятельности, имеющей социально- полезную направленность и организуемой в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу) и условия участия в этих работах граждан. Общественные работы временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

Читайте так же:  Декларация 3-ндфл - как бесплатно заполнить и подать онлайн в фнс

Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 закрепляет порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядок регистрации безработных граждан, а также требования к подбору подходящей работы; Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов в условиях массового высвобождения; вопросы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения рассматривает Постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315, существует Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Постановлениями Правительства устанавливаются минимальная и максимальная величины пособий по безработице, в 2013 году минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная — в размере 4900 рублей, в 2014 году эти величины не изменились.

Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62 утвердило порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах.

Правительство РФ утвердило в 2012 году государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», ожидаемыми результатами которой должны стать предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; а также удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

В федеральном законодательстве также существует ряд актов, регулирующих положение отдельных лиц, признанных в установленном порядке безработными: работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждан, пострадавших от Чернобыльской аварии; лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы; и другие, содержащие также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

Нормативные акты, принимаемые на уровнях субъектов федерации, не могут ухудшать положение безработных граждан, они призваны либо конкретизировать определенные в федеральных законах положения, либо предусматривать дополнительные гарантии, закреплять дополнительные права граждан, признаваемых безработными.

Отдельные субъекты принимают свои законы «О занятости населения», например, в Республике Коми с 2006 года действует закон «О некоторых вопросах в области занятости населения на территории Республики Коми», утвердивший органы государственной власти и их полномочия в области занятости населения на территории Республики Коми, предусматривает создание условий для обеспечения самозанятости безработных граждан в виде единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В целях обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, реализации ими права на труд, на уровне субъектов принимаются специальные нормативные акты, например, в Московской области и в Краснодарском крае приняты законы «О квотировании рабочих мест» для приема на работу инвалидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Кировской области существует закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», цель которого — создание комплекса мероприятий, «направленных на приспособление лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, оказание им социальной помощи, защиту прав и законных интересов данной категории лиц». Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  4. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
Закон о занятости населения основные положения и назначение закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here