Содержание
- 1 Госдума изменила порядок взносов за капремонт
- 2 Госдума отклонила законопроект о софинансировании расходов на капремонт
- 3 Взносы на капремонт — дело добровольное?
- 4 Пожилым людям упростят получение компенсации за капремонт
- 5 Капремонт по новым правилам
- 6 В Госдуме предлагают приостановить сбор взносов на капремонт до 2020 года
- 7 Госдума предлагает ввести компенсацию платежей за капремонт
- 8 Госдума приняла закон о льготах при оплате взносов на капремонт
- 9 Путин подписал закон об упрощении компенсации взносов на капремонт
- 10 Эсеры принесли в Госдуму 36 коробок с подписями против взносов на капремонт
Госдума изменила порядок взносов за капремонт
Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект, изменяющий порядок взносов за капремонт.
Согласно законопроекту, органы местного самоуправления должны будут информировать собственников помещений в многоквартирном доме о способах формирования фонда капремонта, о порядке выбора способов, а также о принимаемых ими решениях по вопросам проведения капитального ремонта.
Кроме того, поправки устанавливают минимальный срок, в течение которого собственники должны принять решение о способе формирования фонда капремонта либо на специальном счете, либо на счете регионального оператора. «В настоящее время этот вопрос должным образом не отрегулирован, и зачастую субъекты РФ устанавливают чрезмерно сокращенный срок, в течение которого собственникам объективно сложно принять обдуманное решение», – пояснил один из авторов законопроекта Павел Крашенинников.
Поправками устанавливается, что обязанность по уплате взносов на капремонт будет возникать у собственников по истечении срока, установленного законом субъекта РФ. Но этот срок должен быть не менее 3 и не более 8 месяцев, начиная со следующего месяца после официального опубликования утверждённой региональной программы по проведению капремонта данного дома.
Если в установленный срок собственники не выбрали способ формирования фонда капремонта, то орган местного самоуправления должен проинформировать их о последствии неприятия решения и созвать общее собрание собственников для решения вопроса по выбору способа. В случае последующего непринятия решения собственниками это решение принимает орган местного самоуправления и формирует фонд на счете регионального оператора, уведомив об этом собственников.
«Если при аккумулировании средств на счете регионального оператора собственники в установленный срок не приняли решение о проведении капремонта, то его также принимает орган местного самоуправления, уведомив об этом собственников», – добавил Крашенинников.
Кроме того, новеллы устанавливают порядок учета фонда капремонта владельцем специального счета, который может осуществляться, в том числе в электронной форме. А также вводится обязательное условие договора подряда о гарантийном сроке по договору подряда, по аналогии с проведением капремонта региональным оператором. Гарантийный срок должен устанавливаться на период не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ. При этом подрядная организация обязана устранять выявленные нарушения в разумный срок за свой счет и своими силами.
«Законопроект позволит полнее защитить права собственников помещений в многоквартирных домах при проведении капремонта, скорректировать ряд имеющихся недочетов в системе капитального ремонта и сделать ее более эффективной», – заключил депутат.
Любовь Иванова из юридической группы «Яковлев и Партнеры» отметила, что по своей сути данные изменения направлены на исполнение указаний Конституционного суда, изложенной в Постановлении № 10-П от 12 апреля 2016 года (подробнее – в материале «Социальная солидарность в понимании КС: почему взносы за капремонт конституционны»). В указанном постановлении КС, признавая взносы за капремонт законными и не противоречащими Конституции, делает акцент на необходимости учета публично-правового характера этих отношений и признает необходимость правового регулирования порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Ознакомиться с текстом законопроекта № 6652-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» можно здесь.
Госдума отклонила законопроект о софинансировании расходов на капремонт
Госдума на пленарном заседании 13 января отклонила поправки в Жилищный кодекс, предполагавщие изменение порядка финансирования расходов на проведение капитального ремонта.
Как пояснил один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, действующий порядок финансирования капремонта за счёт средств собственников серьёзно ухудшает материальное положение граждан, особенно в регионах с низким уровнем доходов на душу населения.
«Расходы граждан на оплату услуг ЖКХ слишком высоки, они могут составлять свыше 20 процентов от средней зарплаты, в некоторых регионах до 40-50 процентов от средней пенсии. Дополнительные расходы на оплату капремонта усугубили и так непростое положение», — сказал Рашкин.
В связи с этим депутат предложил вернуть систему софинансирования расходов на капремонт за счет средств государственной и муниципальной поддержки. «Доля граждан при этом не должна будет превышать 15 процентов от общей суммы расходов на ремонт их дома. Остальные средства, то есть не менее 85 процентов от требуемой суммы, должны будут предоставить соответствующие бюджеты или специализированные государственные институты развития», — пояснил он.
Кроме того, вместо действующей бессрочной системы взимания и накопления взносов на капремонт, предлагается установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам проведения работ в конкретном доме. «Данные сроки должны устанавливаться региональной программой капитального ремонта», — отметил Валерий Рашкин.
В то же время первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин напомнил, что предлагаемая коммунистом конструкция в России уже работала, за это время было отремонтировано 440 миллионов квадратных метров, однако «этого оказалось несоизмеримо мало по сравнению с общим объёмом жилья, нуждающегося в ремонте».
«В программу капитального ремонта включено 736 тысяч многоквартирных домов. Если сложить площадь этих домов и количество их жильцов — это больше, чем население отдельных стран», — пояснил он и указал на то, что в финансово-экономическом обосновании обсуждаемого законопроекта дополнительные расходы на реализацию его положений не рассчитаны.
Взносы на капремонт — дело добровольное?
Депутат Московской городской Думы фракции КПРФ, Николай Зубрилин: «Прежде чем собирать взносы с граждан, правительству следовало подумать о том, как выполнить свои обязательства по капремонту». 27 мая 2015 года Мосгордума рассмотрела гражданскую законодательную инициативу о введении моратория на платный капремонт. В своем выступлении депутат фракции КПРФ Николай Зубрилин поддержал инициативу и напомнил о том, что государственные обязательства по капремонту никто не отменял.
«При обсуждении предлагаемой инициативы и региональной программы капремонта следует исходить из истории вопроса, — подчеркнул Николай Зубрилин. — Как известно, в советское время отчисления на капитальный ремонт формировались из общей суммы, оплачиваемой нанимателями квартир, а государство действовало по научно обоснованным техническим нормативам. С конца 1991 года эта система была разрушена, а фонд капремонта утрачен, а можно сказать, разграблен.
Закон РСФСР № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда», принятый 4 июля 1991 года, в статье 16 предусматривал государственные обязательства по проведению капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда. То есть государство признавало и свои обязанности по капремонту, и свою задолженность. Тем не менее, 1 марта 2005 года был введен в действие Жилищный Кодекс РФ, в котором статья 158 утвердила за собственниками помещений обязанность по капремонту общего имущества и приобретенных помещений, оставив при этом неурегулированным вопрос капремонта домов, не отремонтированных на момент приватизации.
Так, целевая программа «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» на 2008-2014 гг. предусматривала проведение комплексного капитального ремонта с включением мероприятий повышения энергоэффективности (72 позиции) 13,8 тысячи строений общей площадью 117,5 млн кв. м. и общим объёмом финансирования свыше 500 млрд руб. Пока действовала эта программа, собственники помещений не принимали участие в софинансировании работ. Однако в 2010 году по неизвестной причине эта программа была прекращена, а новое правительство Москвы изменило свои подходы, введя с 2011 года принцип частичной платности и проведения преимущественно не комплексного (72 позиции), а выборочного капитального ремонта (7 позиций), что нашло отражение в Государственной программе города Москвы «Жилище» (2012-2016 гг.) В бюджете на 2015 год на цели капремонта заложено всего 4,4 млрд рублей. Напомню, что поправка фракции КПРФ, нацеленная на увеличение расходов на 7 миллиардов рублей, учтена не была.
Сегодня ситуация близка к критической: износ основных фондов достигает 60-80 процентов, больше половины всех домов (26,3 тыс. строений или 108 млн кв. м) нуждаются в капитальных работах. Дальнейшая эксплуатация таких домов приводит к избыточному потреблению энергетических ресурсов, что способствует росту стоимости жилищно-коммунальных услуг и увеличению расходов на аварийно-восстановительные работы, которые всегда выше расходов на планово-предупредительные работы.
Таким образом, прежде чем собирать взносы с собственников жилья, правительство Москвы должно было подумать о том, как выполнить свои обязательства по капремонту и где взять финансовые средства на эти цели. Пока не будут проработаны эти вопросы, вводить платежи для москвичей недопустимо». К сожалению большинством голосов депутатов Мосгордумы гражданская инициатива отклонена, «ЗА» проголосовали только депутаты фракции КПРФ.
Пресс-служба фракции КПРФ в Мосгордуме
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Пожилым людям упростят получение компенсации за капремонт
Законопроектом предлагается дополнить Жилищный кодекс РФ нормой, предусматривающей, что документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт в многоквартирном доме для получения затем компенсации расходов на уплату данного взноса, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ получает у регионального оператора либо у владельца специального счета по запросу. У граждан эту информацию, в случае окончательного принятия законопроекта, запрашивать больше не будут.
Изменения предложено внести в статью 171 ЖК РФ.
«Возможность получить компенсацию взноса на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме предусмотрена российским законодательством. Это мера социальной поддержки прежде всего пожилых людей – тех, кто старше семидесяти лет, одиноких пенсионеров», — заявил Председатель ГД Вячеслав Володин
«Но сегодня право на эту льготу предоставляется, только если гражданин доказал, что у него нет задолженности за капремонт. Действующая норма закона требует, чтобы пожилой человек, которому более семидесяти лет, лично занимался оформлением права на льготу – ездил в различные учреждения за необходимыми документами и предоставлял эту информацию в уполномоченные органы», — отметил Вячеслав Володин.
«Мы сегодня приняли в первом чтении предложенные депутатами изменения в Жилищный кодекс, в соответствии с которыми информацию об отсутствии долга теперь будут направлять в органы соцзащиты не сами граждане, а владельцы специального счета и фонда капитального ремонта. Причем, предоставить они ее должны будут в течение пяти дней», — подчеркнул Председатель ГД.
«Эта норма законопроекта, принятого в первом чтении, существенно облегчит людям пожилого возраста получение социальной поддержки», — сказал Вячеслав Володин.
Эта ответственность перекладывается на хозяйствующий субъект — фонды капитального ремонта, управляющие организации, ресурсоснабжающие организации, жилищно-строительные кооперативы и так далее. «Это означает, что для маломобильных категорий граждан, кто вынужден перемещаться за получением этих справок в другой район, серьезно облегчается ситуация. Мы освобождаем их от этой обязанности», — заявил Александр Сидякин.
Капремонт по новым правилам
Органы местного самоуправления обязаны отремонтировать дома, которым полагался капитальный ремонт еще до приватизации хотя бы одной из квартир. Такие изменения в Жилищный кодекс РФ Госдума намерена принять сегодня во втором чтении. Это должно помочь реализовать постановление Конституционного суда о правомерности взносов на капремонт.
Согласно правительственному законопроекту, органы местного самоуправления должны провести капремонт домов в случае, если он требовался им до момента приватизации первой квартиры в здании. Есть и обязательное условие — этот дом тогда попал в перспективный или годовой план капремонта жилищного фонда, но так его и не получил, в том числе и позднее за счет бюджета.
Ко второму чтению депутаты уточнили: если дом частично капитально ремонтировали за счет бюджета, то бывший наймодатель — орган МСУ или орган госвласти — должен отвечать и за работы, которые так и не были сделаны. При этом отдельно оговаривается право нынешних собственников принимать результат такого капремонта.
Правительство внесло законопроект в Госдуму в октябре 2016 года, чтобы исполнить решение Конституционного суда о правомерности сбора взносов на капремонт. Тогда КС обратил внимание на ряд недостатков системы, а также напомнил о том, что дома, которые нуждались в капремонте до приватизации, должны ремонтироваться за счет государства. В частности, суд предписал законодателю разработать механизм непрерывной работы региональных операторов, к которым стекаются взносы граждан на капремонт (также собственники квартир могут создать специальный счет для своего дома).
Ко второму чтению в проекте появилось указание, что региональный оператор не может быть признан банкротом. А субъект РФ как его учредитель не вправе принять решение о его ликвидации. Сейчас регионы вправе устанавливать минимальный размер фондов капремонта для многоквартирных домов, которые копят на ремонт на специальных счетах самостоятельно. По достижении этой суммы собственники имеют право перестать делать взносы на капремонт.
Теперь же депутаты намерены уточнить, что минимальный размер фонда на спецсчете не должен превышать 50% от оценочной стоимости ремонта, которая рассчитывается по специальной методике. Соответствующую поправку внес глава комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников («Единая Россия»), ранее предлагавший аналогичную инициативу в своем законопроекте. Он объяснял, что в методических рекомендациях Минстроя предлагается определять минимальный размер фонда не более чем 30% от оценочной стоимости капремонта. Но есть субъекты РФ, где он достигает 70–90%.
Ранее комитет ГД по ЖКХ одобрил концепцию законопроекта, но указывал, что в документе не урегулирован вопрос финансирования ремонта, если у местного бюджета на это нет средств. Кроме того, инициатива увеличит нагрузку на местные бюджеты, говорилось в заключении комитета.
Глава комитета по ЖКХ Госдумы Галина Хованская («Справедливая Россия») заявила «Известиям», что в проекте ее не устраивает норма о ремонте старых домов. В связи с этим она предлагает коллегам альтернативу — выплачивать собственникам компенсации за несделанный ремонт. Их размер, в частности, может зависеть от стоимости непроведенных работ. Деньги ежемесячно должны идти в счет взносов за капремонт, следует из предложенной Галиной Хованской поправки. По словам депутата, это распределит финансовую нагрузку на бюджеты во времени. Однако парламентарий сомневается, что ее поправка будет принята.
Адвокат Дмитрий Железнов в целом оценил законопроект положительно, но отметил, что было бы правильно дополнить его нормами о том, что «бывшие наймодатели» обязаны публично отчитываться о проведенном ремонте. Это повысит прозрачность их действий, полагает он.
В Госдуме предлагают приостановить сбор взносов на капремонт до 2020 года
В России могут временно приостановить перечисление собственниками жилья взносов в фонды капремонта многоквартирных домов. Соответствующий законопроект в Госдуму внесли депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером «эсеров» Сергеем Мироновым. Такую норму они предлагают установить до 1 января 2020 года.
На сегодняшний день фонды капремонта многоквартирных домов формируются за счет средств собственников жилья. В то же время закон о приватизации жилого фонда сохраняет за бывшими наймодателями обязанность осуществить капитальный ремонт, если он требовался, но не был сделан, отмечают парламентарии. Однако далеко не все такие дома были отремонтированы, что, в свою очередь, вызывает законное недовольство собственников приватизированных квартир. Получается, что людей заставляют оплачивать чужие долги, указывают авторы законопроекта. Не пользуется доверием и новая система финансирования капремонта через упомянутые фонды. Далеко еще не урегулированы все правовые вопросы, связанные с капитальным ремонтом, поясняют парламентарии. В результате это приводит к несогласованности, а порой и разнонаправленности действий структур ЖКХ.
В связи с этим «эсеры» предлагают до 1 января 2020 года приостановить перечисление собственниками жилья взносов в фонды капремонта многоквартирных домов, а уже собранные средства могут использоваться по решению общих собраний собственников жилья в конкретных домах. При этом средства региональных операторов предлагается передать управляющим компаниям домов. Сделать это предлагается для того, чтобы деньги были зачтены в счет оплаты жильцами услуг содержания дома и его текущего ремонта.
Госдума предлагает ввести компенсацию платежей за капремонт
К настоящему времени платежи за коммунальные услуги повысились весьма значительно. Для граждан с невысоким уровнем достатка ряд платежей оказался действительно не по силам. Депутаты Государственной Думы уверены, что многие россияне не смогут платить настолько высокие взносы, которые на данный момент установлены в графе капитального ремонта многоквартирных домов. Для того чтобы облегчить для граждан эту ситуацию, предложено внести поправки к законодательству. Согласно данным поправкам до 85 процентов платы за ремонт за граждан будут выплачивать муниципальные и региональные власти.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Подробности поправок
Кроме того, депутаты считают, что в жилищном законодательстве обязательно должны быть прописаны прописаны сроки, за которые все ремонтные работы должны быть закончены. Предполагается, что капитальный ремонт многоквартирного дома должен быть осуществлен в течение восьми лет после того, как начался сбор средств, и не позднее. Однако в настоящее время четко в законодательстве данный срок не прописан. Также предлагаемые поправки в законодательство должны будут привязать средства на капитальный ремонт к конкретному дому, так как граждане должны уверены, что внесенные ими платежи пойдут на улучшение именно их жилищных условий.
Как уточняется в пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, в случае невыполнения условий капитального ремонта управляющая компания будет обязана вернуть собранные средства плательщикам. При этом сумма возвращенных платежей будет учитывать и начисленные проценты. Таким образом, если капитальный ремонт, сроки которого устанавливает региональная программа, не был проведен вовремя, а именно, если управляющая организация затянула срок его проведения более чем на 3 года, плательщики получат выплаченные ими средства обратно. Если же срок превышен менее чем на 3 года, средства плательщикам возвращаться не будут. Тем не менее, в этом случае граждане не будут платить новые взносы, а управляющая организация будет обязана провести капитальный ремонт в кратчайшие сроки.
Платежи за капитальный ремонт обратили на себя весьма пристальное внимание депутатов Государственной Думы. Это уже вторая инициатива, которую предпринимают власти за текущий месяц. Не так давно депутаты от фракции ЛДПР предлагали более резкое и радикальное разрешение сложившейся ситуации. По мнению парламентариев, вносы, выплачиваемые гражданами на капитальный ремонт, должны быть одинаковыми по всей стране.
Госдума приняла закон о льготах при оплате взносов на капремонт
МОСКВА, 18 декабря — РИА Новости. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект, который предусматривает льготы для пожилых людей и инвалидов при оплате взносов на капитальный ремонт.
Законопроект был внесен в июле группой депутатов от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым и главой комитета Госдумы по ЖКХ Галиной Хованской. Позднее к нему присоединились представители других фракций.
Законопроект дает регионам право освобождать одиноких россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких граждан, достигших 70 лет. Предусматривается 50%-ная компенсация расходов на взнос для инвалидов более тяжелых, I и II групп, а также для семей с детьми-инвалидами.
Законопроект вступит в силу 1 января 2016 года.
В декабре 2012 года был принят закон, предусматривающий создание региональных систем капремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственников. Работа первых региональных систем началась в 2014 году. Для создания систем капремонта регионы должны принять программы капремонта, установить размер взноса собственников и создать операторов, выступающих накопителями этих взносов. Жители многоквартирных домов могут сами выбрать способ внесения платежей за капремонт — на специальный счет дома или на счет такого регионального оператора.
Путин подписал закон об упрощении компенсации взносов на капремонт
Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому жильцы многоквартирных домов более не обязаны сами доказывать факт уплаты взносов на капитальный ремонт, чтобы получить компенсацию. Соответствующий документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
В настоящее время российский Жилищный кодекс позволяет получить 50-процентную компенсацию взносов на капремонт одиноко проживающим неработающим гражданам с 70 лет, а с 80 лет взносы компенсируются в полном объеме. При этом главным условием получения льготы является отсутствие долгов по взносам на капремонт.
Если ранее для получения льготы было необходимо самим предоставить в госорганы документ об отсутствии задолженностей, то теперь профильные учреждения должны сами запрашивать данные у регионального оператора капремонта или владельца специального счета.
Ранее сообщалось, что в Госдуме предложили устанавливать автоматические системы газовой безопасности за счет фондов капремонта.
Эсеры принесли в Госдуму 36 коробок с подписями против взносов на капремонт
Фракция «Справедливая Россия» в среду продемонстрировала в Госдуме 36 коробок с более чем миллионом подписей граждан РФ, которые выступают против установленных для них взносов на капремонт.
«Я сегодня на «правительственном часе» передам вице-премьеру Аркадию Дворковичу специальное письмо главе правительства Дмитрию Медведеву, в котором я его уведомлю, что в 30 регионах России собраны более миллиона подписей граждан», — сообщил лидер эсеров Сергей Миронов в среду журналистам перед началом заседания Госдумы. Затем, по его словам, 36 коробок с подписями «сегодня уже будут направлены в Белый дом правительства РФ».
«Мы считаем, что государство не имело права разрешать приватизировать квартиры в многоквартирных домах, не сделав в них прежде капремонт, и сама идея взимать деньги на капремонт нарушает Конституцию, так как граждане таким образом, по сути, оплачивают чужое имущество за свой счет», — сказал С.Миронов.
Он напомнил, что «Справедливая Россия» предлагает заморозить выплаты на капремонт на пять лет. «Капремонт нужен, но не за счет граждан», — сказал парламентарий.
Чувашское республиканское отделение КПРФ
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О задачах райкомов и горкомов и первичны.
Постановление VII Пленума Комитета Чувашского республи.
Положение о Ленинской премии ЦК КПРФ.
Постановление Президиума ЦК КПРФ «Об учреждении Ленинск.
КПРФ ПРЕДЛОЖИЛА НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ О КАПРЕМОНТЕ В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН НОВОСТИ
На днях группа депутатов от КПРФ вынесла на рассмотрение Госдумы законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», касающийся капитального ремонта многоквартирных домов. В этом документе предложена новая система финансирования капремонта, согласно которой государство будет обязано оплачивать минимум 85% стоимости ремонтных работ в каждом доме. Законопроект размещен в базе электронных документов Госдумы.
Дело в том, что сегодня с граждан собираются ежемесячные взносы, но эти деньги не идут на оплату необходимого ремонта в конкретном доме. Новая коммунальная услуга на данный момент превратилась в принудительные поборы с граждан. Накапливаемые в фондах капремонта деньги не решают проблемы модернизации жилищного фонда, а только служат очередным способом обогащения чиновников и управляющих компаний. Поправки, внесенные правительством в Жилищный кодекс, по сути, противоречат Конституции РФ и ключевым принципам гражданского права, поскольку приводят к очевидной несправедливости: собственники квартир обязаны ежемесячно платить взносы, а государство хочет — проводит, хочет — не проводит ремонт.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК ОПЛАТЫ КАПРЕМОНТА ПРИВЕДЕТ К ПОЛНОМУ РАЗВАЛУ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА СТРАНЫ И ОБНИЩАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
Согласно существующему закону, финансирование капитального ремонта происходит сегодня за счет владельцев квартир, то есть простых граждан. Регулярная оплата новой коммунальной услуги миллионами россиян создает плодородную почву для коррупции, поскольку большая часть собранных взносов из месяца в месяц накапливается на счетах фондов капитального ремонта и управляющих компаний. Разве это не простор для незаконного обогащения? Более того, те деньги, которые собственники жилья уже отдали государству и еще отдадут, не гарантируют реального проведения ремонта в их домах, поскольку эти взносы не привязаны ни к конкретным срокам, ни к объему работ, ни к их стоимости. В существующем порядке оплаты капремонта есть и еще одна проблема: деньги за новую коммунальную услугу обязаны платить все, в том числе и жители тех домов, которым капитальный ремонт в обозримом будущем не нужен.
В целом действующая система сбора взносов с граждан за оплату капремонта резко ухудшает их материальное положение, в особенно трудной ситуации оказываются регионы с низким уровнем доходов на душу населения. Если в ближайшей перспективе ничего не изменится, неминуемо нарастание социального недовольства. Кроме того, существующий порядок оплаты новой коммунальной услуги неадекватен задачам модернизации жилого фонда, поскольку необходимая для проведения ремонтных работ сумма будет собираться с жителей несколько лет, в течение которых их дома продолжат приходить в непригодное состояние. Кроме того, из-за накопительной системы, при которой граждане платят, платят и платят, ремонт становится выгодно откладывать, а это обязательно приведет к росту аварийного жилья.
КПРФ ПРЕДЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Для того чтобы исправить все недочеты существующего порядка оплаты и проведения капитального ремонта, фракция КПРФ в Госдуме предлагает ввести систему софинансирования, при которой из бюджетов или специализированных государственных институтов развития будет выделяться 85% необходимых средств, а оставшиеся 15% должны оплачивать граждане (коммунисты подчеркивают, что доля населения в оплате капремонта не может превышать 15% ни при каких обстоятельствах).
Если данная система софинансирования будет введена, то автоматически решится проблема чрезмерной нагрузки на семейные бюджеты, и порядок оплаты капитального ремонта станет справедливым. Депутаты от КПРФ утверждают, что без государственной поддержки неминуема деградация жилищного фонда и рост аварийного жилья. Это — неопровержимый факт.
Помимо распределения финансовой нагрузки между государством и населением, в законопроекте коммунистов оговорены следующие моменты: для исправления недочетов действующей системы проведения капремонта необходимо привязать собираемые деньги к осуществлению работ в конкретном доме в точные (реальные) сроки, отменить бессрочную систему взимания и накопления взносов и установить период их уплаты, не превышающий пять лет. Также депутаты-коммунисты предлагают закрепить взаимные обязательства государства и граждан договором о капитальном ремонте, согласно которому собственники квартир обязуются платить взносы (в пределах их максимальной доли, т.е. не больше 15%), а государство в свою очередь обязуется перед гражданами провести в их доме ремонт в точно установленные сроки и надлежащим образом.
Если ремонт не проведен, задержан или проведен некачественно, средства возвращаются собственникам жилья с учетом накопленных процентов. Кроме того, законопроектом КПРФ предусматривается независимый аудит расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Возникает закономерный вопрос: если будет введена новая система оплаты, то что делать с уже собранными деньгами? Коммунисты предлагают два варианта решения этой проблемы. Те средства, которые на данный момент находятся на счетах фондов капитального ремонта, следует либо направить на проведение ремонтных работ в домах, либо вернуть гражданам. Депутаты Государственной Думы должны выбрать один из предложенных вариантов до 1 января 2016 года.
Депутаты предложили новый механизм расчета платы за капремонт
Депутат Госдумы Сергей Обухов и ряд его коллег-коммунистов подготовили законопроект, согласно которому предлагается изменить концепцию действующего Жилищного кодекса и возложить на бюджет нагрузку по оплате капитального ремонта жилых многоквартирных домов. По мнению народных избранников, крайне низкая собираемость взносов за капремонт (около 20% по стране) обусловливает необходимость пересмотра действующего закона.
Соавтор инициативы отмечает, что в обществе нарастает недовольство новым порядком осуществления капитального ремонта и формой сбора средств на эти цели, а возникшая проблема консолидирует партии и общество для поиска путей решения, о чем говорит множество инициатив парламентариев по отмене и изменению порядка оплаты сбора за капитальный ремонт, о которых стало известно в последнее время.
— Когда вводили монетизацию льгот (инициатива правительства 2005 года. — «Известия»), ее изменили кардинально в течение года, потому что столкнулись с возмущением граждан. Сейчас нарастают примерно такие же настроения, — предупреждает коммунист. — По сути люди бастуют — не платят. Это главное основание для пересмотра.
Сейчас законопроект отправлен в правительство для получения отзыва от исполнительной власти. Сергей Обухов отметил, что даже в случае отрицательного отзыва инициатива всё равно будет представлена в Госдуму группой парламентариев, а КПРФ намерена активизировать работу с общественностью.
Законопроектом (имеется в распоряжении «Известий») предлагается ввести систему софинансирования расходов на капремонт за счет средств государственной, муниципальной поддержки. Как говорится в пояснительной записке, попытка провести ремонт только за счет собственников обернется деградацией жилищного фонда, что в дальнейшем приведет к необходимости больших бюджетных вложений. По мнению парламентария справедливое распределение финансовой нагрузки таково: 15% средств на капремонт дают граждане, 85% — государство.
«Вместо нынешней бессрочной системы взимания и накопления взносов на капитальный ремонт предлагается установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме…. Все эти обязательства должен фиксировать договор о капитальном ремонте», — говорится в документе.
Также коммунисты предлагают ввести независимый аудит расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Самим законопроектом предусматривается изменение ряда статей Жилищного кодекса (статьи 36, 137, 154 и др.).
— Хотя ЖК РФ декларирует «рыночный принцип» проведения капитального ремонта «самими собственниками», фактически ситуация выглядит иначе: государство собирает с граждан на невозвратной основе квазиналог, квазисбор, который не поступает в бюджет, а остается на счетах третьих лиц, нередко ведущих частную коммерческую деятельность (де-юре или де-факто). А государство уже без каких-то конкретных обязательств перед плательщиками взносов решает, когда проводить ремонт и проводить ли его вообще, — объясняет суть проблемы Сергей Обухов.
По его мнению, россияне должны понимать, что платят за конкретные вещи, а не за эфемерные планы по ремонту домов.
— Гражданин должен понимать, когда у него будет произведен капитальный ремонт, и платить только тогда, когда будет точно известно, что ремонт состоится в осязаемое время, а человек увидит его результаты при жизни, — подытоживает народный избранник.
Зампред комитета ГД по ЖКХ Павел Качкаев («Единая Россия») не согласен с предлагаемыми коммунистами изменениями и считает необходимым прежде посмотреть, что получится при действующей системе.
— Мы сегодня принимаем закон, а завтра уже ждем результатов, — сетует он. — Мы — громадная страна, 50 млн собственников. Давайте дадим время наработать опыт. Я предлагаю оставить всё как есть, — сказал он.
По словам директора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, действующее законодательство, хотя и декларирует собственность жильцов на общее имущество в доме, однако это нужно лишь для того, чтобы юридически декорировать их обязанность самим оплачивать капремонт.
— Эта система взносов расходится с принципами гражданского права: они (взносы) никак не привязаны к конкретным срокам проведения ремонта и его стоимости; выплаченные средства теряют правовую связь с их плательщиком. Взносы накапливаются на счетах, но ремонта в доме может и не быть. Между тем ключевые принципы обязательственного права говорят другое: конкретный платеж должен быть связан с конкретной работой или услугой, нельзя просто «платить в стол» без встречного конкретного обязательства, — объясняет эксперт.
Николай Миронов отмечает, что законопроект коммунистов имеет право на жизнь, однако наверняка встретит сопротивление в правительстве.
— Законопроект реалистичен и адекватен, он предлагает сбалансированное социальное и правовое решение. Другое дело, готово ли правительство взять на себя расходы по капремонту и реформировать систему взносов. Думаю, это имело бы смысл сделать, чтобы минимизировать риск социального протеста в преддверии выборов в Госдуму. Тем более что премьер, вероятно, возглавит предвыборный список «Единой России», — сказал он.
Юрист и общественный деятель организации «Москонтроль» Юлия Рублева поддерживает инициативу коммунистов и отмечает, что государство должно было привести в порядок многоквартирные дома, перед тем как передавать их в ТСЖ.
— Cогласна, что большую часть расходов на капремонт должно взять на себя государство. Тем более что капремонт и платежи за него появились во всех квитанциях уже давно, но зачем же этот пункт людям, которые живут в новостройках? Необходимо минимум 30 лет, чтобы этому дому потребовался капремонт. Денег, собранных в течение 5 лет, будет более чем достаточно, чтобы покрыть расходы по капремонту, — отмечает эксперт.
Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис в своем комментарии «Известиям» отметил, что недавно ведомство приняло ряд изменений, направленных на совершенствование системы, а инициативу парламентариев обсуждать не стал.
— Если у коллег есть какие-то инициативы по дополнительным изменениям, мы с большим вниманием готовы отнестись к любым предложениям, — добавил он. — Как только законопроект к нам поступит, мы обсудим его с авторами законодательной инициативы.
Ранее депутаты ЛДПР предложили размер взноса за капремонт установить единым по всей России — 1 рубль за 1 кв. м, а для жителей районов Крайнего Севера — 2 рубля. Коммунисты просили председателя правительства заставить управляющие компании заплатить средства в фонды капитального ремонта за жильцов из ранее собранных денег.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как сообщали «Известия», в марте региональные депутаты просили предоставить регионам право вводить мораторий на обязательные взносы за капитальный ремонт из-за кризиса. А в июле депутаты предложили освободить от уплаты взноса за капремонт пенсионеров старше 80 лет.
Источники
Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.- Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
- Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Доброго времени суток. Я 16 лет работаю юристом в частной компании в Москве. На основании своего опыта решил создать ресурс с наиболее точными ответами на часто встречающиеся в моей практике вопросами.
Все статьи тщательно собирались и оптимизировались, чтобы показать вам всю гибкость такой науки как юриспруденция.
Перед применением описанного — проконсультируйтесь с профессионалами .