Права лиц без гражданства на территории рф

Сегодня предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Права лиц без гражданства на территории рф". Здесь собран весь материал на тему и представлен в удобном для чтения виде. Если, все-таки возникли частные вопросы, то их вы в любой момент можете задать нашему дежурному консультанту.

Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на несколько видов:

  • 1) личные права;
  • 2) политические права;
  • 3) экономические права;
  • 4) социально-культурные права.

В России к личным права относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на пользование родным языком; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на свободу передвижения, на свободу выезда из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и свободу вероисповедания.

Большинство из перечисленных прав обеспечиваются каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Но некоторые отличия в реализации личных прав иностранцев и граждан России имеются. Например, иностранные граждане не могут свободно и беспрепятственно передвигаться по территории России, не могут по своему желанию изменить место жительства, им запрещён въезд на отдельные территории. Временно и постоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы России на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание будет аннулировано, в то время как гражданин Российской Федерации может беспрепятственно возвращаться в Россию. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют, то есть быть на государственной или муниципальной службе иностранцы не могут.

К политическим права относится свобода мысли и слова. Свобода мысли — это внутреннее состояние личности, которое невозможно проконтролировать. Это право распространяется на всех членов общества, независимо от гражданства. Свобода слова — это возможность любого человека беспрепятственно выражать свои взгляды в обществе. В основном это право реализуется посредством публичных выступлений, публикаций в газетах, выступлениях на радио и телевидении. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации могут пользоваться свободой слова.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право распространяется, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституцией гарантируется право на объединение. Оно реализуется иностранными гражданами, которые создают свои общественные объединения (общества, клубы, землячества). Иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, могут вступать в российские общественные объединения. В России, как и в большинстве стран мира, запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательствомФедеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» . Решение о запрете деятельности такой организации принимается только судом.

Иностранные граждане, также как и российские граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Так акции протеста проводились в связи с недовольством иностранных граждан степенью защищенности своих прав.

Право частной собственности, право на предпринимательскую и иную, не запрещённую законом экономическую деятельность — это основные экономические права иностранных граждан.

Иностранные граждане могут быть собственниками квартир, жилых и дачных домов, автомобилей — имеют право частной собственности. Право наследования им также гарантируется.

В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальное обеспечение.

Федеральные законы от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,и от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гласит, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на пенсии на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации.

Страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, составляет периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации.

Права и обязанности беженцев.

Закон «О беженцах» также говорит о том, что они имеют ряд экономических и социальных прав наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством и международными договорами. В частности, это права: на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или трудоустройство; на работу по найму или предпринимательскую деятельность; на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

Беженец имеет право на содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве его принадлежности (его прежнего обычного местожительства), а также право на обращение в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации.

Согласно Закону «О беженцах», беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации. Находясь в России, беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительство в иностранное государство.

Читайте так же:  Какие документы для оформления пенсии

Перечень прав беженца не является исчерпывающим. Закон Российской Федерации «О беженцах» говорит о том, что они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Наряду с правами, у беженца существует и ряд обязанностей. Так лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в этих центрах.

Беженцы обязаны сообщить в течение 7 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведений об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Беженец обязан сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, либо о намерении выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации. При перемене места пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учёта по месту старого пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учёт в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Еще одной обязанностью беженцев является прохождение ежегодного переучёта в сроки, устанавливаемые территориальным органом Федеральной миграционной службы.

Права и обязанности «вынужденных переселенцев».

Основными правами данной категории лиц являются п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»:

самостоятельный выбор место жительства на территории Российской Федерации;

при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства, имеют право на получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской ФедерацииПостановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан» ;

К основным обязанностям относятся:

  • — соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • — соблюдение установленного порядка проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев;
  • — при перемене места жительства перед выездом сняться с учёта и в течение одного месяца встать на учёт;
  • — прохождение ежегодного переучёта в установленные сроки.

Статья 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» называет должности по отношению к отдельным видам деятельности, которые иностранный гражданин не имеет права занимать. Иностранный гражданин не имеет права:

  • 1) находиться на муниципальной службе;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • 3) быть членом экипажа военного корабля российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В ряде принятых законов также оговорена невозможность государственной службы иностранцев в органах суда, прокуратуры, милиции, безопасности, таможни, пожарной безопасности.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содер­жатся положения, устанавливающие основы взаимоот­ношений государства с этими лицами.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства — это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к граж­данству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ «О гражданстве» 1991 г. До настоящего вре­мени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., вступивший в силу 1 января 1982 г.

Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц/без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательством. Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из РФ, Кодексом торгового мореплавания и др.

Главным принципиальным положением, определяю­щим правовой статус этих лиц в РФ, является статья 62 Конституции РФ 1993 года, в которой установлено:

«Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, ‘установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В действующей Конституции РФ закреплен также институт политического убежища. Согласно ст.63 Кон­ституции, «1. Российская Федерация предоставляет по­литическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Феде­рации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не ^признаваемые в Россий­ской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняе­мых в совершении преступления, а также передача

осужденных для отбывания наказания в других го­сударствах осуществляются на основе федерального за­кона или международного договора Российской Федера­ции».

Следует подчеркнуть, что в основе правового стату­са иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Рос­сии. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Де­кларация о всеобщих правах человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, язы­ка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Принципиальный характер носит положение Зако­на о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.

Читайте так же:  Новый закон о пенсионном возрасте

Закон «О правовом положении иностранных граж­дан» закрепляет их основные права, свободы и обязан­ности и относит к ним:

— право на трудовую деятельность;

— на охрану здоровья;

— на социальное обеспече­ние;

— имущественные и личные неимуще­ственные права;

— на получение образования;

— на пользова­ние достижениями культуры;

— на участие в обществен­ных организациях (если это не противоречит уставам этих организаций);

— право заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами;

[1]

— неприкосновенность личности и жилища;

— передвижение по территории РФ и выбор места жительства;

— уплату установленных налогов и сборов;

— обращение в суд и дру­гие государственные органы для защиты своих прав.

Содержание этих прав и свобод в значительной степени дополнено Конституцией РФ 1993 года.

В Законе «О правовом положении иностранных граждан» четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и осно­вания сокращения срока пребывания в РФ, а также вы­дворения из пределов РФ.

Основаниями для выдворения являются совершение действий, противоречащих инте­ресам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; необходимость — охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; грубое нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства РФ.

Законодательство устанавливает определенные огра­ничения в правах, свободах и обязанностях для ино­странных граждан и лиц без гражданства. Эти ограни­чения установлены в статьях Конституции РФ. Закреп­ляя права и свободы, Конституция пользуется разными категориями их субъектов. В одних случаях употреб­ляется термин «каждый», в других же случаях — «граж­дане Российской Федерации», что означает распростра­нение этих прав и свобод только на граждан.

Так, иностранные граждане не пользуются избира­тельными правами, не могут работать в государствен­ном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

В силу сложных геополитических изменений в на­ционально-государственном устройстве, появления меж­национальных конфликтов возникла серьезная пробле­ма установления правового статуса беженцев и вынуж­денных переселенцев. Этот статус определен законами Российской Федерации о беженцах и вынужденных пе­реселенцах от 19 февраля 1993 года, принятыми в соот­ветствии с международной Конвенцией о статусе бежен­цев 1951 года.

Беженцами признаются лица, не имею­щие российского гражданства, прибывшие или же­лающие прибыть на территорию Российского госу­дарства. Признание лица беженцем осуществляется Фе­деральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство. Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вы­нуждены или имеют намерение покинуть место посто­янного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Проблемные вопросы темы:

— актуальными для науки конституционного права являются вопросы соотношения понятий «основы право­вого положения» и «правовой статус»;

— содержание и классификация гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей;

— соотношение юридического и фактическо­го равенства;

— статус лиц без гражданства;

— теоретическая разработка предложений по совершенствованию законо­дательства о гражданстве, правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства, правовые ас­пекты определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контрольные вопросы:

1. Определите юридические понятия «правовой статус ‘личности», «субъективное право», «юридическая обя­занность».

2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.

[3]

3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?

4. Приведите конституционные нормы, которыми мож­но подтвердить принцип равноправия граждан.

5. Определите понятие гражданства.

6. Какими путями можно приобрести российское граж­данство?

7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?

8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного граж­данина и лица без гражданства.

9. Определите правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 —

| 7561 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы

Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение. Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане. Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.

Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен. К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.

Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.

Читайте так же:  Так платим ли мы транспортный налог отвечает минфин

В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.

Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].

В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны. С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания. Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания. Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом. Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации. В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].

Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”. В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу. Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек. Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется. Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].

С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений. Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.

В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане не имеют права находиться на муниципальной, государственной службе; быть членом экипажа военного корабля РФ, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане обладают большинством социально-экономических прав: имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, право на образование, на использование достижений культуры и другие. Они могут вступать в профсоюзы и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам. Но у иностранных граждан нет права заниматься политической деятельностью, они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами. Сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, следовательно, юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.

В случае нарушения иностранными гражданами правил пребывания и проживания в России к ним могут быть применены меры административного воздействия. Следует отметить, что с 2007 г. ответственность за совершение административных правонарушений в сфере миграции значительно ужесточилась. Так нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа от 2-5 тысяч рублей, а в отдельных случаях вместе с административным выдворением. При этом, иностранному гражданину, подвергшемуся административному выдворению, въезд в Российскую Федерацию может быть закрыт сроком до 5 лет.

По данным УФМС по городу Москве к административной ответственности в 2008 г. было привлечено 244134 иностранных граждан, а административному выдворению за пределы Российской Федерации подверглись 5008 человек [79, с. 120-123].

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд в автобусе

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лица без гражданства: кто такие апатриды, и какие у них права

Мы часто даём советы, как подать прошение о выдаче вида на жительство, тобосноваться в новой стране на легальных основаниях. Но ситуация бывает такова, что приходиться покидать родной дом без документов, срочно, спасая себя и близких. А можно однажды проснуться в другой стране. Кто носит статус «лицо без гражданства»? Какие бумаги могут подтвердить это состояние? Читайте об этом в нашей статье.док

Немного истории

Возможно, вам покажется странным, как существовать, не являясь гражданином никакой страны. Есть и особое название для этой категории людей – апатриды – люди без отечества. До революции, до 1917 года, каждый человек, проживающий в Российской империи и при этом не являющийся гражданином другой страны, автоматически считался подданным императора, россиянином.

Этот порядок сохранялся долгое время. Закон о гражданстве, принятый Сталиным в 1938 году, изменил ситуацию. Впервые было введено понятие «лицо без гражданства». Стремясь оградить страну от внешнего влияния, государство признавало апатридами людей, которые проживали в Советском Союзе, не являясь гражданами, и не имели бумаг, подтверждающих факт присвоения иностранного гражданства. Эта формулировка сохранилась и в последующих законах, регламентирующих положение о статусе гражданина.

Кто такой человек без гражданства

В словарях это определение трактуется с некоторыми вариациями. Пожалуй, самой точной является формулировка, закреплённая Федеральным законом от 2002 года «О правовом положении граждан в РФ».

Лицо без гражданства – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, не имеющее доказательств о присвоении гражданства или гражданства другого иностранного государства.

По существующей терминологии «иностранцем» называется гражданин другого государства, прибывший из-за границы. Даже если он проживает на территории России, он не утрачивает своего гражданства. Чтобы законно пребывать в РФ, иностранец обязан оформить разрешение на проживание, временное или постоянное.

Апатрид, или человек без гражданства, не может предъявить никакого документа, подтверждающего его принадлежность какому – либо государству. При этом по факту эти люди проживают в стране, иногда с рождения, но в силу передела границ или преследований по этнической принадлежности не могут подтвердить статус гражданина.

К сожалению, такие случаи не так уж и редки. Напомним, что после армяно – азербайджанского конфликта в начале девяностых годов семьи армян и турок – месхетинцев, перебравшихся в Россию, не получили гражданства, а СССР, как государство, исчезло с политической карты. В итоге и сами переселенцы, и их дети, постоянно проживая в РФ, являются апатридами и не могут предоставить гражданского паспорта.

Сложная ситуация сложилась и в странах Балтики. Русские, не решившиеся стать гражданами Латвии или Эстонии, и не подавшие бумаги на присвоение российского гражданства, стали проживающими без документов, лицами с ограниченными правами, хотя место жительства они не меняли. Есть даже термин – «неграждане Латвии». Интересно, что этот статус предполагает большие права и свободы, чем отсутствие гражданской принадлежности в принципе.

Статус апатрида получают и жители непризнанных государств – жители Приднестровья, не определившиеся с гражданской принадлежностью в пользу России, Молдавии или Украины. Есть подобные проблемы и в странах Европы и Азии.

Как становятся людьми без отечества

Обстоятельства порой бывают сильнее нас. Иногда людьми без гражданства становятся при рождении, иногда в силу политических перемен. Основные причины отсутствия статуса гражданина таковы:

  1. Рождение ребенка от родителей, потерявших гражданство – апатридов. Сложности с оформлением бумаг, иногда незнание законов страны постоянного проживания мешают людям пройти необходимые формальности.
  2. Сознательное решение отказаться от присвоения гражданского статуса. Чаще встречается при переделе территории. В этом случае паспорт несуществующего государства изымают, и люди продолжают жить без бумаг до тех пор, пока не оформят новое гражданство.
  3. Лишение гражданства тех лиц, которые представляют угрозу безопасности страны. Они депортируются или высылаются за пределы государства.
  4. Признание брака или иного юридического соглашения фиктивным и лишение гражданских прав по судебному решению.
  5. Исчезновение государства с политической карты в результате распада. Вновь образованные республики принимают новые законы и выдают паспорта. Но всегда находятся люди, которые по разным причинам не переоформляют гражданский статус и годами живут со старым паспортом уже не существующей страны.

Обратите внимание, что по существующим международным соглашениям беженцы не являются лицами без гражданства. Но этот статус нужно подтвердить.

Права и обязанности апатридов

По законам России, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют те же права и обязанности, что и россияне, но с исключениями. В частности, они не имеют избирательного права, не могут служить в армии, не могут занимать государственные посты. Ещё одно ограничение – невозможность иметь доступ к государственной тайне и участвовать в политических организациях и объединениях.

В остальном же апатриды ничем не отличаются от обычных людей. Они вправе свободно перемещаться по территории РФ, устраиваться на работу, поступать в учебные заведения, обращаться за бесплатной медицинской помощью.

В качестве удостоверения личности человека без гражданской принадлежности признаётся:

  • Официальной бумагой, выданной в иной стране, подтверждающий личность владельца. Необходимо, чтобы он признавался в России в соответствии с международными соглашениями.
  • Разрешение на временное проживание.

  • Постоянный или временный вид на жительство.

  • Иные виды удостоверений личности, признаваемые Россией.

При всей лояльности российских властей долгое пребывание в статусе человека без определённой гражданской принадлежности считается нежелательным. Ничто не препятствует бывшим гражданам СССР обращаться в соответствующие органы с просьбой о присвоении гражданского статуса. Предусмотрены льготы по срокам оформления, существуют упрощенные схемы подачи бумаг.

Прошение о гражданстве

Подать прошение о присвоении гражданства можно даже тем, кто находится за границами России. Для этого следует обратиться в Консульство. Если дети «неграждан» родились уже в РФ, они получают статус гражданина по рождению.

В соответствии с новыми поправками к закону «О гражданстве», разрешено подавать бумаги на присвоение статуса гражданина РФ без вида на жительство тем, кто проживает на территории России с 2002 года. Причем это могут сделать даже те люди, кто утратил паспорт и совсем не имеет удостоверения личности.

Поэтому мы рекомендуем соотечественникам, оказавшимся в сложном положении, не откладывать хлопоты и определяться с гражданским статусом без промедления. Желаем удачи!

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуу­мов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания:

  1. о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17);
  2. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62).
Читайте так же:  С какого часа считается ночное время работы и оплата за ночные смены

В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима , что означает уста­новление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собст­венных граждан.

При этом важно заметить, что национальный режим предос­тавляется иностранцам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наде­ления аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

К примеру, государство X в своем внут­реннем правопорядке не следует принципу национального режима применительно к иностранцам, находящимся на его территории. Однако его граждане, пребывающие в РФ, будут пользоваться пра­вами наравне с россиянами, несмотря на то, что российские гра­ждане на территории страны X не будут уравнены в правах с соб­ственными ее гражданами. В связи с этим нельзя не обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Если государст­во У необоснованно устанавливает по отношению к российским гражданам какие-либо ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискриминируя их, в ответ Российская Федерация вправе установить ответные ограничения для граждан этого госу­дарства на своей территории в изъятие из общего принципа на­ционального режима, применив тем самым реторсию.

В силу всего сказанного выяснение принципиальных состав­ляющих правового положения собственных (т.е. российских) гра­ждан и некоторых исключений, которые не распространяются на них и соответственно действуют только в отношении ино­странных физических лиц, весьма важно.

В принятом 25 июня 2002 г. Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» как специальном акте, посвященном широкому кругу вопросов, рас­крывающих правовое положение иностранных физических лиц в России, подверглись регламентации не только условия въезда и пребывания (как постоянного, так и временного) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (ст. 5-9), но и конкретизированы соответствующие их права и обязанности . Это касается отношений

  • избирательного права, трудо­вой и образовательной деятельности;
  • призыва иностранных граждан на во­енную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские фор­мирования и органы в качестве лиц гражданского персонала;
  • несе­ния иностранными гражданами государственной или муниципаль­ной службы или ведению иной деятельности (ст. 13-15);
  • передвижения иностранных граждан в пределах РФ, регистра­ции, учебе и ответственности иностранных граждан (ст. 11, 22-25, 26-29, 33-34).

Таким об­разом, реальное содержание прав иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают, с одной стороны, граждане РФ, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровожда­ются в случае их использования иностранцами, — с другой.

Предоставление или отсутствие предоставления соответствующих прав иностранным гражданам в РФ могут обу­словливаться как правилами национальных актов, так и предпи­саниями международных договоров .

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно ту­ристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, ко­торые действуют в конкретном государстве в отношении собст­венных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, на­правленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правового положения индивидуумов-иностран­цев на территории РФ в полном соответствии с конституционны­ми предписаниями урегулирован преимущественно в ст. 398-399 Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г. и в ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. Подчеркнем в этой связи, что данная категория лиц вправе подавать заявле­ния о признании недействительными актов государственных орга­нов и органов местного самоуправления, которые должны прини­маться и рассматриваться судами в общем порядке, и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причинен­ных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в резуль­тате издания неправомерного акта.

[2]

Суды Российской Федерации также принимают иски ино­странных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соот­ветствуют закону и иным нормативным правовым актам и нару­шают права и охраняемые законом интересы таких лиц (напри­мер, решения собраний акционеров, правления и иных органов юридического лица — акционерного общества, общества с ограни­ченной ответственностью либо корпоративного образования иной организационно-правовой формы, — нарушающие права акционе­ров, предусмотренные законодательством).

Видео (кликните для воспроизведения).

Конкретные параметры статуса лица, в сущности, зависят от его принадлежности к какой-либо группе лиц, например:

  • в за­висимости от времени пребывания на территории РФ («резиденты» и «нерезиденты»);
  • в зависимости от цели пребывания лица в РФ, характера деятель­ности, рода занятий и пр.

Источники


  1. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

  2. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Права лиц без гражданства на территории рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here