Ребёнка не берут в школу что делать

Сегодня предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Ребёнка не берут в школу что делать". Здесь собран весь материал на тему и представлен в удобном для чтения виде. Если, все-таки возникли частные вопросы, то их вы в любой момент можете задать нашему дежурному консультанту.

В школу по прописке: кто не успел, тот опоздал?

Пост опубликован: Июль 7, 2016

Пока школьники отдыхают на летних каникулах, многие родители ведут борьбу за право своего чада учиться в школе по месту прописки. Казалось бы, нет ничего естественнее, чем обучение ребёнка в образовательном учреждении, находящемся в непосредственной близости от дома. И школьнику удобно, и мама спокойна. Но современные реалии таковы, что, переезжая на новое место жительства, родители зачастую сталкиваются с отказом в принятии ребёнка в местную школу, так как классы в ней «переполнены».

С этой проблемой в редакцию Северо-Западного правового центра «Человек и Закон» обратилась жительница Санкт-Петербурга Ирина.

«В мае 2016 года наша семья переехала в новый жилой район Славянка. Радость от переезда очень скоро омрачилась невозможностью определить ребёнка в местную школу, — жалуется Ирина. — Причину отказа в приёме на обучение администрация школы объяснила очень просто: «Нет свободных мест». Нам предложили возить ребёнка в соседние населённые пункты – Колпино или Павловск. И все бы хорошо, но беда в том, что мне и мужу нужно к 9 часам ехать на работу на Выборгскую (станция метро, находящаяся в противоположном конце города – прим.). Могу ли я добиться приёма ребёнка в школу по месту прописки?»

Отстаивать право ребёнка на обучение в школе по месту жительства не только можно, но и нужно, считает адвокат Кирилл Селезнёв.

«В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года родители или законные представители детей вправе выбирать школы до получения последними общего образования. Иными словами, право на выбор учебного заведения для ребёнка закреплено за родителями на законодательном уровне, а потому директор образовательного учреждения не может беспричинно отказать в приёме школьника на обучение. Особенно это касается школ, обслуживающих тот микрорайон, в котором прописан ребёнок».

Таким образом, каждый родитель должен знать, что любая школа зарегистрирована в определённом микрорайоне, который она обязана обслуживать. И любой ребёнок, прописанный в закреплённом за общеобразовательным учреждением районе, имеет право обучаться именно в этом заведении.

«И родителям не имеют права отказать, — продолжает адвокат, — даже в том случае, если мест действительно не хватает. Директор школы обязан перепроверить список учащихся в соответствующем классе и предложить родителям перевести детей не из прикреплённого (к данной школе — прим.) района в учебное заведение по месту жительства».

Но, по словам эксперта, эта мера исключительная, и к ней прибегают крайне редко. В большинстве случаев удаётся подобрать школьнику класс на параллели, где имеются свободные места, либо выделить для обучения более просторное помещение, где поместятся все необходимые парты, и куда учителя по различным предметам будут приходить сами.

Тем не менее, администрации некоторых школ нередко представляют совершенно необоснованные причины, по которым не могут принять нового учащегося. Кирилл Селезнёв считает, что мотивацией к отказу в таких случаях является коррупция.

«В престижной школе при приёме новых учеников даже при фактическом наличии свободных мест в классах директор может слукавить, сказав, что все параллели переполнены. Это связано с тем, что руководство учебного заведения рассчитывает на взятку».

Получив на руки кругленькую сумму, «сердобольный» директор подыскивает подходящий класс для школьника, где чудесным образом оказывается свободное место. Такое поведение, по мнению эксперта, можно трактовать как «прямое нарушение прав ребёнка на получение бесплатного образования». Поэтому, прежде чем смириться с фактом «отсутствия» мест школе, следует проверить его достоверность.

«Нужно попросить для ознакомления устав учебного заведения, — советует адвокат. – Из его содержания можно понять, насколько обоснован отказ в приёме в школу ребёнка. Одно из положений будет гласить, что единственная причина, по которой в случае отсутствия мест ребёнок не может быть принят в школу, — это его проживание на территории, не закреплённой за данным учебным заведением. Если отказ неправомерен, нужно требовать от администрации образовательного учреждения письменное объяснение причин со ссылками на законы. Этот документ с печатью школы следует направить в управление образования. Также можно обратиться и в прокуратуру с просьбой провести проверку на наличие свободных мест в данном учебном заведении».

Переполненность классов в петербургских школах — проблема, всё же, не надуманная.

В начале текущего года комитет по экономической политике и стратегическому планированию города Санкт-Петербурга констатировал печальный факт: городской бюджет не сможет обеспечить население в необходимом количестве объектов общего образования как минимум в течение ближайших двух-трёх лет. Численность новых школ меньше требуемого количества в четыре раза, в то время как средства на строительство общеобразовательных учреждений будут выделены только в 2018 году.

Между тем, судя по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2006-го года наблюдается стремительный подъём рождаемости. Так, ежегодное число новорождённых за десятилетие увеличилось почти на полмиллиона: если в 2006 году родились 1 миллион 480 тысяч малышей, то в 2015 году — 1 миллион 944 тысячи (в Санкт-Петербурге – 40,3 тысяч и 69 тысяч соответственно). Такой бум рождаемости явился закономерным результатом успешной демографической политики – введения материнского капитала и увеличения детских пособий.

Однако высокий порог рождаемости в сочетании с недофинансированием сферы среднего образования, в конце концов, привёл к тому, что жители культурной столицы столкнулись с острой нехваткой мест в школах.

Но стоит помнить, что не всегда заявленная переполненность классов в действительности является таковой. И практически у каждой школы есть резервы для увеличения количества классов в параллелях. Поэтому, получив отказ в приёме ребёнка в общеобразовательное учреждение по месту жительства, родители не должны опускать руки. Следует обращаться в вышестоящие инстанции, отстаивать права своего ребёнка и помнить, что закон – на стороне граждан, ведь получение среднего образования является обязательным для всех юных жителей России. А возможностей для определения ребёнка в местную школу существует множество, как и мер наказания для администрации учебного заведения.

Обязаны взять в школу второго ребенка? Что делать, если не берут?

Обязана школа взять второго ребенка, если первый в ней уже учится или нет?

Что делать, если не получается устроить второго в ту же школу, куда обращаться и как поступить, нарушает ли школа таким образом наши права?

Читайте так же:  Записаться в пенсионный фонд через интернет

Порядок зачисления на обучение школьников, определен статьёй 67 ФЗ (Об образовании», в которой сказано, что это учебное заведение должно зачислять на обучение школьников с прикрепленных к ней территорий.

Причиной отказа в приеме на обучение школьника может быть только одна – отсутствие мест.

В этом законе не предусматривается какая нибудь льгота для тех детей, у которых в этой школе уже обучаются старшие братья и сестры.

Несколько лет назад в Госдуме пытались внести поправки в эту статью и были предложения об обязательном предоставлении мест в школе для детей из многодетных семей, но такие поправки пока не приняты.

Конечно, ситуации бывают разные и всегда родителям более удобно, если их дети ходят в одну школу.

В случае отказа в предоставлении места в нужной школе, выход может быть одним – обратиться местное управление образования и там обжаловать отказ.

Ну слово «обязаны» я бы не стала употреблять, потому что пока законодательно это нигде прописано не было. Если вы хотите отдать ребенка не по прописке в ту школу, где уже учится старший ребенок, то вам могут и отказать, ссылаясь на то, что уже набраны дети, которые приписаны территориально к этой школе. На практике обычно этот вопрос обговаривается, и директор идет навстречу родителям. Так, у нас в школе было несколько детей, живущих в другом районе, но у них были старшие братья и сестры — учащиеся этой школы.

[3]

К слову, эта ситуация с приемом в школу не по прописке младших детей в ближайшее время должна измениться. В Госдуме уже одобрили проект, который законодательно закрепляет преимущественное право детей при приеме в школу, где учатся их старшие сестры и братья. Об этом уже сообщили во многих СМИ, и, я уверена, что с этим нововведением ознакомлены и директора школ. Так что проблем возникнуть не должно. Вряд ли администрация школы будет идти на конфликт без веских причин.

Если старший ребёнок уже обучается в какой-то школе, прикрепленной к вашей территории, то и младший ребёнок имеет право попасть в эту школу или в одну из других школ, но закрепленных за этой территорией.

Вам могут отказать в приёме заявления на младшего ребенка, если мест а данной школе не хватает.

Но в этом случае Вы можете попросить письменный отказ с указанием причины.

Далее Вы можете поступить таким образом: рассмотрите причину, по которой не хватает места.

Если причина — это несоответствие нормативов наполненности класса и площади помещения, то предложите дирекции школы подыскать для первоклассников или для учеников класса, в который поступают ваш ребёнок, помещение более свободное и просторное.

Или организовать процесс обучения таким образом, чтобы учителя приходили к ученикам в класс, а не наоборот.

Если вам откажут во всех ваших предложениях, просите делать это письменно, а также попросите список учеников. которые не живут в вашем районе и за школой территориально не закреплены.

С этими документами идите в вышестоящий районный отдел образования.

Если районная организация вам навстречу не пойдут, то опять же берите отказ в письменном виде и обращайтесь в городскую администрацию отдела образования.

Если ваш старший ребенок попал в школу, которая не принадлежит вашей территории, то вы не имеете право требовать взять второго ребёнка на том основании, что первый уже учится в этой школе.

Идем в школу, но нет местной прописки и регистрации, подскажите что делать

» попасть в школу по месту жительства могут только те дети, которые имеют регистрацию на территории, закрепленной за этой школой.

НО. Образование в нашей стране ОБЯЗАТЕЛЬНО и ГАРАНТИРОВАНО государством, поэтому Закон предусматривает, что детей, не имеющих регистрацию по месту жительства, принимают в образовательное учерждение только по причине отсутствия свободных мест (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196). Если таковых не окажется, Вам должны предложить другую школу. Но ни в коем случае не должны ОТКАЗАТЬ.

Обратитесь в отдел образования. Думаю там решат Вашу проблему. Если не решат — смело пишите в прокуратуру, мотивируя вышеизложенным.»
отсюда http://pravoved.ru/question/11278/

«Можно ли устроить ребенка в школу не по месту жительства?
Как быть ученикам, которые так хотят учиться, но не имеют регистрации на территории РФ или их прописка отличается от места фактического проживания?
Зачастую родители при устройстве детей в школу слышат фразу: ?Мы вас не возьмём, вы не из нашего района? или ?У вас нет регистрации?. Правомерно ли это?

В связи с имеющейся в Европейском Суде по правам человека практикой рассмотрения дел, связанных с нарушением прав детей на образование в Российской Федерации, 24 июля 2006 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки было подписано Письмо ? 01-678/07-01 ?О праве детей на образование в Российской Федерации?. В нём говорится, что статьей 2 Протокола ? 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещён отказ от предоставления права на образование. А именно в ст. 2 разъяснено, что никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации права и свободы граждан не подлежат ограничению на основании регистрации по месту жительства. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Также о получении образования независимо от места прописки сообщает статья 5 Закона РФ от 10.07.1992 ? 3266-1 ?Об образовании?. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приёме в образовательное учреждение.

Но с другой стороны, в ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 ? 3266-1 ?Об образовании? сказано, что общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения ? также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В п.46 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 ? 196 ?Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении? определяются правила приёма в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, которые должны обеспечивать приём всех граждан, которые проживают на определённой территории и имеют право на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Читайте так же:  Пенсионные удостоверения отменили что взамен

В связи с этим особо важно обратить внимание на изменения Закона ?Об образовании?, которые вступили в силу с 01.01.2012 г. В документе ?310-ФЗ от 08.11.2011 г. говорится: ?абзацы первый и второй пункта 11 изложить в следующей редакции: Правила приёма граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать приём в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закреплённой соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования?.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Таким образом, получается своего рода противоречие. То есть на образование Вы право имеете, но вот возьмут Вас в желаемую школу, зависит от наличия в ней свободных мест. Именно поэтому Федеральная служба обратилась к руководителям образовательных учреждений и органов управления образованием с просьбой принять меры по недопущению нарушения российского и международного права.» это отсюда http://4delat.ru/dela-semeynye/mozhno-li-ustroit-r.

т.е. идти и разговаривать опираясь на закон «об образовании», отказать могут при отсутствии мест, отказ просите в письменном виде, далее в ОО, удачи!

[1]

Что делать, если ребенка не берут в первый класс

С нынешнего года были введены новые правила приема детей в первый класс. Приказ Министерства образования за номером 107 определяет, что до первого августа школы могут принимать только детей, официально зарегистрированных на близлежащих к школе территориях. Эта бумага возмутила родителей, многие из которых годами проживают не по месту своей регистрации. Заместитель министра образования РФ Игорь Реморенко комментирует приказ.

Приказ был принят во исполнение закона «Об образовании». Все дело в том, что последние годы в органы власти поступали тысячи обращений от возмущенных граждан относительно невозможности попасть в первый класс в школу рядом с домом. Об этом говорили и простые родители, и видные эксперты. Проблема налицо: приводит семья ребенка в школу, а им говорят: «Извините, мест нет, вы опоздали». Иногда, к сожалению, школьные администраторы специально блефуют, стараясь инициировать «благотворительные взносы», собрать деньги с родителей за подготовительные курсы, консультации, тестирование и прочее. Причем в крупных городах такие проблемы возникают, по меньшей мере, у каждой третьей семьи, приводящей своего малыша в первый класс. В результате приходится унижаться, а иногда в итоге ездить на учебу далеко от дома. Органы управления ничем помочь не могут. Поэтому и была введена такая процедура: до первого августа в первый класс приходят все те, кто проживает рядом со школой. Затем — все остальные.

Авторы поправок и приказа принимали во внимание тот факт, что в России, особенно в крупных городах, у огромного количества людей нет официальной регистрации по месту фактического проживания?

Конечно. Но давайте начнем с того, что по действующему законодательству регистрироваться необходимо. Согласно постановление правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», зарегистрироваться по месту пребывания обязаны все граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. Это требование закона: «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации«: граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, закон говорит: «Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации». Поэтому даже без регистрации у граждан право на образование остается.

Процедура регистрации в России носит уведомительный характер, при этом в 12-м пункте приказа прямо написано, что подтверждающий регистрацию документ обязателен для приема детей в первый класс.

Регистрация в приказе используется лишь как механизм определения того, что человек проживает на близлежащей территории. Но проживание на близлежащей территории не является обязательным условием приема в школу.

Когда вы голосуете, почему вы идете на тот или иной участок? Потому что вы зарегистрированы на территории этого участка. Значит ли это, что если вы находитесь в одном месте, но зарегистрированы в другом, то вы не голосуете? Конечно, не значит. Ровно та же ситуация и здесь. Приоритет для поступления в муниципальную школу в первый класс получают те ребята, которые живут ближе — до первого августа. После первого августа в нее могут поступать все остальные. Каким образом можно распознать, что ребенок близко живет? По наличию регистрации.

Помимо регистрации, есть альтернативные варианты, например, распространенная в США практика предоставлять школам как доказательство проживания счета за коммунальные услуги. Почему для преодоления этой ситуации было решено пойти именно по пути использования регистрации, хотя в России ее получение по текущему месту жительства часто вызывает проблемы?

Насколько я понимаю, счета за коммунальные услуги составляются на собственника квартиры, а оплачиваться могут и другими гражданами. Поэтому такие счета вряд ли могут быть основанием подтверждения проживания. Впрочем, если бы в ходе практики набора в школу были предложены иные правовые основания — мы бы их, безусловно, рассмотрели.

Довольно типична ситуация, когда по соседству есть две школы: хорошая и плохая. Раньше в хорошую школу, в первую очередь, детей отдавали те родители, для которых качественное образование является главным приоритетом — даже с учетом того, что хорошая школа могла быть чуть дальше от дома. Теперь же велик шанс, что после первого августа свободных мест в этой школе не останется, так как родители, которым, в общем, все равно, но которые живут близко, уже записали туда своих детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Да, такое вполне возможно. Но, на наш взгляд, обратная ситуация еще хуже и порочнее, когда в округе вообще нельзя попасть ни в одну школу, семья вынуждена ездить.

Многие критики приказа предполагали, что он создавался также и для того, чтобы решить еще одну проблему — проблему плохих школ, которые сейчас нередко пустуют. Он помог бы насильно заполнить их. Это так?

Нет, проблему заполнить слабые школы приказ точно не решал, и трудно объяснить, каким способом он мог бы ее решить. По моему опыту, поддержать слабые школы можно увеличением нормативов финансирования, обучением учителей, партнерством с сильными школами, но не иначе.

Читайте так же:  Выход на пенсию раньше пенсионного возраста

Вместе с тем, эта проблема существует во всем мире. И в советское время, когда были специализированные школы и все остальное, она существовала, и в 90-е годы так было, и сейчас присутствует дифференциация. Всегда есть школы, где более сильные учителя, где более чуткая система управления. Планируем ли мы более серьезно вкладываться в повышение квалификации, обучение учителей, выравнивание нормативов? Да. Такая задача есть.

Та узкая проблема, которую призван решить приказ 107, она тоже является следствием из этой глобальной ситуации — очень заметного разделения школ по качеству. Родители не могут отдать детей в соседнюю школу, потому что она хорошая и туда ломятся люди из соседних районов.

Согласен. Частично это следствие именно такого разделения, но нередко проблема возникает за счет того, что директора образовательных учреждений специально манипулируют сроками приема, чтобы больше «стимулировать» родителей на благотворительные взносы. Есть и эта проблема.

Какая причина является основной? Дифференциация школ или директорские манипуляции?

Наверное, основная причина все-таки в том, что школы действительно разные. Само по себе это даже хорошо, но в разумной мере учесть территориальную доступность тоже необходимо. Обращаю внимание, что приказ не касается старших классов, речь идет только о первоклассниках, о малышах, которым труднее ездить учиться в другие микрорайоны.

Что-то еще планируется делать для решения этой проблемы — помимо повышения квалификации учителей, о которой вы говорили?

У нас сложилась ситуация, что более сильные школы получают больше денег и от государства, и от родителей за счет дополнительных платных услуг. Вот это, конечно, несправедливо, что школы, находящиеся в сложных социальных условиях, и школы в достаточно благоприятных условиях находятся не в равном положении. С нашей точки зрения, необходимо стимулировать регионы для того, чтобы они обеспечивали равные финансовые условия. Для этого и введено нормативное подушевое финансирование. И, надо сказать, там, где грамотно вслед за нормативным финансированием ввели новую систему оплаты труда, обеспечивают честный ЕГЭ — там ситуация выправляется.

До сих пор школы, которые считаются лучшими, старались тщательно отбирать себе детей по уровню способностей, а не по месту жительства — во многом именно поэтому эти школы и остаются лучшими. Что ждет их теперь?

Приказ содержит оговорку, что муниципалитет может закрепить подобного рода школы за всеми территориями этого муниципалитета. Туда можно осуществлять набор со всего города. Для такого решения школа должна обратиться в муниципалитет. Поэтому возможность такая сохранена.

Как конкретно действовать родителям в случае, если им отказывают в приеме?

Родителям надо обращаться в муниципалитет и просить устроить ребенка. Согласно закона «Об образовании», именно обязанность муниципалитета — «организовать предоставление общедоступного и бесплатного общего образования». Не помню ни одного случая, чтобы такие обращения рассматривались неоправданно долго.

Что именно может сделать муниципалитет, когда в него обратятся родители?

Обычно муниципалитет предлагает несколько школ на выбор, если в этой мест нет, и устраивает туда ребенка.

Не спровоцирует ли этот приказ коррупцию нового рода: зная о желании родителей отдать своих детей в определенную школу, ее директор может попридержать несколько мест, на которые можно будет отдавать детей без регистрации после первого августа. А потом предоставить их самым страждущим, скажем так, родителям — не бесплатно?

Что значит «попридержать»? Не отдать тем, кто живет по микрорайону? Такое становится невозможно в отличие от нынешней ситуации. Если же речь идет о других гражданах — так такое и сейчас возможно, тут ничего нового не предлагается. В любом случае, новый подход уменьшает коррупционные риски. Мне кажется, что ситуация, которая создается 107 приказом, более открыта и понятна.

Прокомментируйте, пожалуйста, решения некоторых областных прокуратур о неконституционности отказа в приеме ребенка в первый класс, вынесенные после обращения туда родителей, которых не взяли из-за отсутствия регистрации.

Приказ здесь ни при чем. Это решения о неконституционности отказа в приеме без регистрации. Мы с этим согласны: отсутствие регистрации не является основанием для того, чтобы не принять ребенка в школу. А вот если будут решения о необходимости скорректировать приказ номер 107 — мы, безусловно, это сделаем. Пока нам ничего не приходило. В любом случае, по моему поручению уже подготовлены дополнительные разъяснения по приказу и направлены во все регионы. Если есть вопросы — надо на них отвечать.

Могут ли по закону не принять в школу по месту жительства, как происходит запись детей

Предоставление детям возможности получения качественного среднего образования является одной из приоритетных задач государства, но вопрос заключается в следующем: когда проходит запись в школу по месту жительства, могут ли не принять по закону? Имеет ли администрация школы законные основания, чтобы отказать ребенку в поступлении в школу в связи с отсутствием мест или по любой другой причине? Как поступать родителям с постоянной или временной пропиской в таком случае?

Определение школы по району

За каждым городским районом в зависимости от его густонаселённости закрепляется одна или несколько школ. Если лицо проживает достаточно близко к школе, то можно напрямую обратиться к администрации учреждения и узнать все интересующие вопросы. В противном случае можно зайти на сайт школы или пойти в отделение департамента образования.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Всех учеников школьного возраста распределяют до первого июля. В той ситуации, когда в определенном классе будет недобор, могут рассмотреть вариант зачисления ученика, родители которого не имеют постоянной или временной прописки.

» alt=»Могут ли по закону не принять в школу по месту жительства, как происходит запись детей»

Временная регистрация

Что делать родителям, у которых есть только временная прописка? На самом деле, временная регистрация (в первую очередь это касается таких больших городов как Москва и Санкт-Петербург) является наиболее приемлемым вариантом, поскольку:
  1. Обладатель временной прописки может без труда прописывать ребенка и в дальнейшем получить постоянную регистрацию.
  2. Временная прописка позволяет быть полноправным резидентом.
  3. Процесс получения временной регистрации не является длительным и сложным.

Отказ при приеме в школу при наличии прописки

За каждой школой органы самоуправления закрепляют детей дошкольного возраста, что прописаны на территории микрорайона, при этом нет принципиальной разницы, будет ли это постоянная или временная регистрация. Ребенок имеет все законные основания для зачисления в определенную государственную школу даже при нехватке мест. Отказ в предоставлении места можно интерпретировать как нарушение права малыша на получения бесплатного образования, которое гарантируется главным правовым документом – Конституцией Российской Федерации. Вполне возможно, что школа (особенно часто это наблюдается в столичных учебных заведениях) может также рассчитывать на принудительную «благотворительность», что является самой откровенной коррупцией.

Читайте так же:  Влияет ли стаж работы на размер пенсии

Отсутствие регистрации

Согласно с постановлением ВСУ, которому должны следовать все общеобразовательные заведения РФ, с 2014 года школы могут принимать детей по месту проживания (подразумевается, что у них отсутствует любая регистрация). Единственным документом, необходимым для записи в школу по месту жительства, является свидетельство о рождении. Но в СМИ можно увидеть новости о том, что детей выгоняют из школы в связи с тем, что у родителей истекло время действия разрешения на временное пребывание в стране.

Нормативная база

Чтобы убедиться в том, что дети без прописки действительно имеют право на поступление в школу, достаточно обратиться к пятой статье ФЗ Российской Федерации «Об образовании» от 1992-го года, где указано, что лицу не могут отказать в образовании из-за его расы, этничности или места проживания. Подобные сведения можно увидеть в 43-й статье Конституции Российской Федерации.

Данные законодательные нормы касаются как частных, так и государственных образовательных учреждений. В Федеральном законе №310 от 2011-го года указано, что в приоритете на зачисление в школу находятся те дети, которые проживают на территории микрорайона.

Важно! Куда труднее попасть в школу лицам, не имеющим статуса гражданина Российской Федерации. В таком случае родителям нужно обратиться в Управление по вопросам образования, где выдается направление в определенное среднее учебное заведение, где есть в наличии свободные места.

Государство обязуется обеспечить ребенка правом на бесплатное получение среднего образования, если у его родителей имеет статус законных эмигрантов или беженцев, которые, например, приехали на территории Российской Федерации в связи с военным конфликтом в их стране. Но, опять-таки, главным условием является наличие свободных мест.

Процедура устройства ребенка в школу без прописки

  1. Как можно попасть в школу по месту жительства ребенку без постоянной прописки? Для начала один из родителей должен подать заявку в ту школу, куда он хочет обустроить ребенка. Обычно записываться можно уже с первого апреля, а крайним скором являются последние дни июля. С 1-го июня, как уже было указано выше, начинается распределение тех детей, которые не имеют прописки. Поскольку вакантных мест в школе до этого времени уже остается мало, родители со статусом беженцев или эмигрантов должны поспешить с подачей заявления, поскольку зачисляться они будут в последнюю очередь.
  2. Родителям необходимо позаботиться о грамотном составлении характеристики для своего отпрыска. В перечень обязательных документов она не входит (можно ограничиться только свидетельством о рождении, медкартой, заявлением и копией удостоверяющего личность документа одного из родителей), однако впечатляющая характеристика, что дополняется грамотами или наградами, что, возможно, имеются у ребенка, существенно повышают шансы ребенка на запись в школу. Стоит помнить, что дирекция любого учебного учреждение вряд ли захочет отказаться от перспективного ученика.
  3. Кроме того, рекомендуется подавать пакет со всей необходимой документацией одновременно в нескольких учебных заведений. Логика достаточно простая – чем больше заявок, тем больше шансов на запись в хотя бы одну из желаемых школ.
  4. Согласно действующему законодательству, администрация обязуется оповестить родителей о своей решении не позже, чем после недели с момента подачи заявления. При получении первого положительного ответа не стоит медлить с подачей оригиналов документов, чтобы окончательно зарезервировать место и попасть в желаемую школу.

Действия родителей в случае отказа

Что делать, когда не принимают ребенка в школу по месту жительства? Ниже рассматриваются возможные выходы из ситуации, когда руководство заведения отказывает родителям в приеме ученика.
  1. Нехватка свободных мест в школе. Данный аргумент, пожалуй, является наиболее частым. При наличии регистрации (постоянной или временной) директор школы, в которую ребенка определили по месту проживания, должен найти место в параллельном классе или же подобрать более просторный класс, где могли бы обучаться все ученики.
  2. Низкая успеваемость в школе. Признать ученика непригодным в связи с низкой успеваемость администрация не может. В таком случае нужно отправить письменный отказ в территориальный контролирующий орган, управляющий вопросами образования. При отсутствии желаемого ответа или полном игнорировании просьбы рекомендуется обращаться в вышестоящую инстанцию (к примеру, в городской совет).
  3. Длительное ожидание «вердикта». Администрация среднего учебного заведения с целью потянуть время может пообещать родителям, что место для ребенка найдется ближе к началу учебного года (то есть окончательное решение будет приниматься перед началом сентября). За это время можно уже решить поставленную проблему или подыскать другой подходящий вариант. Рекомендуется заранее ознакомиться с уставом школы, который администрация школы обязана утвердить до начала учебного года.

» alt=»Могут ли по закону не принять в школу по месту жительства, как происходит запись детей»

Обоснованный отказ

Администрация учебного заведения может обосновано отказать в принятии только в той ситуации, если оно имеет статус «специализированного». В частности, это касается гимназией и лицеев, для зачисления в которые нужно дополнительно пройти собеседование и сдать тесты на проверку знаний. Такие требования к кандидатам на место в специализированных учреждениях являются вполне целесообразными, поскольку в них действуют более сложные учебные планы по сравнению с обычными общеобразовательными школами. Большое количество дисциплин изучаются на более глубоком уровне, и ребенок, принятый в гимназию, должен иметь высокий уровень подготовки.

Зачем нужна временная прописка ребенку для поступления в детский сад или школу и как ее оформить?

Временная регистрация является хорошей альтернативой постоянной прописке в случае оформления ребенка в школу или детский сад. В соответствии с российским законодательством регистрация по месту пребывания является обязательной даже для ребенка. Она обеспечивает определенные льготы, медицинское обслуживание и является одним из условий при приеме в образовательные учреждения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

[2]

Нужна ли временная прописка для школы и детского сада, когда и для чего?

Большинство родителей стремятся определить ребенка в детский сад или школу, которые ближе всего находятся к месту проживания, либо работы. Из-за загруженности, в первую очередь, туда принимают детей, имеющих временную или постоянную регистрацию в районе расположения образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки РФ №293, одним из требований для первоочередного приема в дошкольное учреждение является наличие регистрации в месте расположения учреждения. Будет она временной или постоянной роли не играет.

То же самое касается и школьных учреждений. Приказом Министерства образования и науки РФ №32 утвержден приоритетный порядок зачисления в школы детей, зарегистрированных на прилегающей территории. Те, кто не имеют временной регистрации в том регионе, где располагается учебное заведение, могут претендовать на зачисление во вторую очередь.

Читайте так же:  Налоговый вычет что это такое, разновидности государственных компенсаций

Допускается представлять в дошкольное учреждение документы, подтверждающие регистрацию и в арендованном жилье.

Условия для оформления прописки

Оформление временной регистрации для ребенка до 14 лет включает в себя следующие условия:

  • Наличие недвижимости для регистрации.
  • Оформление регистрации по месту пребывания законному представителю, т.к. ребенок до 14 лет может проживать и быть зарегистрирован только вместе с родителями/родителем или другим законным представителем.
  • Если регистрация ребенка происходит в собственной квартире, или в месте регистрации прописан один из родителей, то согласие от собственника не требуется.

Также возможно осуществить временную регистрацию в квартире без родителей, но только тем, кто достиг 14-ти летнего возраста. В таком случае потребуется соблюсти дополнительные условия:
  • Одним из условий является присутствие при процедуре одного из законных представителей.
  • В случае если у квартиры несколько владельцев, требуется получить согласие от всех и обеспечить их присутствие при самой процедуре постановки на учет.
  • Если владелец жилья не имеет возможности присутствовать при оформлении регистрации, необходимо получить доверенность на право представлять его интересов третьему лицу.

Осуществить регистрацию возможно в квартире близкого родственника, родство с которым необходимо подтвердить соответствующими документами.

Где можно ее оформить для школы или детского садика?

Для постановки на временный учет ребенка, родители могут воспользоваться услугами:

  • отделения миграционной службы в регионе временного проживания;
  • многофункционального центра;
  • паспортного стола;
  • сайта Государственных услуг.

В регистрирующий орган необходимо явиться с владельцем жилья и иметь при себе перечень необходимых документов.

Использование сайта Государственных услуг дает возможность дистанционно подать заявление. Для этого:

  1. В первую очередь требуется регистрация на данном сайте.
  2. После пользователю станет доступна услуга оформления временной регистрации.
  3. Далее, заполняется соответствующая форма, и необходимые документы отправляются в электронном виде.
  4. Готовую справку о прописке нужно забрать в отделении миграционной службы в течение трех дней.

Об основных требованиях и документах для временной регистрации читайте тут.

Как сделать: пошаговая инструкция

Оформление временной регистрации для поступления в детский садик или школу осуществляется по общим правилам, согласно которым родители ребенка до 14-ти лет в отделение миграционной службы либо в другой уполномоченный орган должны представить оригиналы следующих документов:
  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о регистрации по месту проживания родителя;
  • документ-основание для вселения (заверенный нотариусом договор аренды жилплощади, выписка ЕГРН для собственного жилья).

Ребенок, достигший 14-ти летнего возраста, составляет заявление собственноручно, в присутствии одного из родителей. В данном случае потребуется паспорт подростка, а также согласие на регистрацию от родителя и заявление собственника, который согласен принять жильца (чем опасна для собственника временная регистрация ребенка?).

В случае прописки в муниципальную квартиру, необходимо дополнительно получить согласие органов местного самоуправления.

Все оригиналы предоставленных документов возвращаются родителям вместе со справкой о временной регистрации.

Проверяют ли регистрацию по месту пребывания при поступлении и как это делают?

В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. №32, и Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», школьные и дошкольные учреждения имеют право запрашивать в перечне необходимых документов для зачисления справку о временной регистрации ребенка.

Регистрация должна быть в районе расположения образовательного учреждения. В связи с частыми случаями фальсификации, руководство детского сада или школы может проверить подлинность документа. Это возможно осуществить путем запроса справки по форме №9, которая подтвердит прописку.

Также уточнить факт временной регистрации допускается по телефону, либо же написав письмо в управление миграционной службы. Имеется возможность использования онлайн-сервиса органа.

Могут ли отказать в приеме, на каких основаниях?

Вопрос об отказе в приеме или постановке на очередь в образовательное учреждение ребенка, у которого отсутствует временная прописка, достаточно неоднозначен и противоречив. В законе «Об образовании в Российской Федерации» нет прямой нормы, которая бы запрещала принимать документы ребенка в школу или дошкольное учреждение без временной регистрации.

Согласно этого закона, а также части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, доступность образования гарантируется государством. Это подразумевает право граждан выбирать общеобразовательное учреждение независимо от места проживания. Единственным основанием для отказа в приеме на обучение служит отсутствие свободных мест в учреждении.

Также отсутствие справки о временной регистрации может сделать приоритет поступающего на обучение ребенка второстепенным. При этом отказа поступить не должно. В случае отказа родитель имеет право потребовать письменное обоснование и обратиться в Управление образования либо в орган прокуратуры.

В то же время, решением Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2017 года №АКПИ17-265 признана абсолютная законность требований о временной прописке при приеме в общеобразовательное учреждение. Поэтому без данной справки все же обойтись не получится.

Таким образом, оформление временной регистрации ребенка для поступления в детский сад либо школу достаточно простой процесс не требующий много времени. Ее отсутствие не является прямым основанием для отказа в приеме в учреждение. Однако своевременно оформленная временная регистрация дает возможность без проблем поступить в выбранное общеобразовательное учреждение в порядке первоочередности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-47-82 (Москва)
+7 (812) 467-38-15 (Санкт-Петербург)

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  3. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  5. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
Ребёнка не берут в школу что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here